Эммануэль Шабрие

Дата рождения
18.01.1841
Дата смерти
13.09.1894
Профессия
Страна
Франция
Эммануэль Шабрие

Шабрие, Алексис Эманюэль (Эммануэль) (фр. Emmanuel Chabrier; 18 I 1841, Амбер, Пюи-де-Дом — 13 IX 1894, Париж) — французский композитор.

Получил юридическое образование. В 1861–80 служил в Министерстве внутренних дел. Увлекался музыкой, занимался у Э. Вольфа (фортепиано), Т. Семе и А. Иньяра (гармония, контрапункт и фуга). В 1877 с успехом было исполнено первое крупное произведение Шабрие — оперетта «Звезда». В 70-х гг. Шабрие сблизился с В. д'Энди, А. Дюпарком, Г. Форе, К. Сен-Сансом, Ж. Массне. С 1879 он полностью посвятил себя музыкальной деятельности. В 1881 был репетитором хора «Концертов Ш. Ламурё», в 1884–1885 хормейстером театра «Шато д'о».

Среди лучших произведений Шабрие — поэма-рапсодия «Испания» для оркестра (1883), опера «Гвендолина» (на либретто К. Мендеса, 1886), комическая опера «Король поневоле» (1887), многочисленные фортепианные пьесы.

Смело и оригинально мысливший художник, Шабрие выступал против канонизированных правил в музыкальном творчестве и фетишизации стилевых приёмов; он ратовал за многообразное воплощение жизни в музыке. Во многих сочинениях проявились характерные для него остроумие и глубокий лиризм, творческая изобретательность и ясность мыслей. Его музыка отличается мелодической грацией, острой динамичностью. Шабрие оказал значительное влияние на современную французскую композиторскую школу.

Сочинения:

оперы — Гвендолина (1886, т-р «Де ла Монне», Брюссель), Король поневоле (Le roi malgre lui, 1887, т-р «Опера комик», Париж), лирическая драма Бризеида (не закончена, 1888–92); оперетты — Звезда (L'etoile, 1877, т-р «Буфф-Паризьен», Париж), Неудачное воспитание (Une education manquee, 1879, Париж); лирическая сцена Суламифь для меццо-сопрано, хора и оркестра (на стихи Ж. Ришпена, 1885), Ода к музыке для солиста, женского хора и фортепиано (Ode, а la musique, 1891); для оркестра — Lamento (1874), Larghetto (1874), поэма-рапсодия Испания (1883), Радостный марш (Joyeuse marche, 1890); для фортепиано — Экспромт (Impromptu, 1873), Живописные пьесы (Piиces pittoresques, 1881), Три романтических вальса (Trois valses romantiques, для 2 фортепиано, 1883), Хабанера (Habanera, 1887), Фантастическое бурре (Bourree fantastique, 1891); романсы, песни и др.

Письма: Lettres d'E. Chabrier, «Revue de la Societe internationale de musique», 1909, 15 janvier, 15 fevrier, 1911, 15 avril; Lettres, а Nanine, P., 1910.

Литература: Музыкальная эстетика Франции XIX века, сост. текстов, вступит. ст. и вступ. очерки Е. Ф. Бронфин, М., 1974, с. 240–42; Tiеrsоt J., Un demi-siecle de musique francaise…, P., 1918, 1924 (рус. пер. — Тьерсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX в., вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938); Коесhlin Ch., Pour Chabrier, «RM», 1930, janvier (рус. пер. — Кёxлин Ш., В защиту Шабрие, там же); Prodhоmme J. G., Chabrier in his letters, «MQ», 1935, v. 21, No 4; Poulenc Fr., E. Chabrier, P., 1961; Tienot Y., Chabrier, par lui meme et par ses intimes, P., 1965; Myers R., E. Chabrier and his circle, L., 1969; Robert Fr., E. Chabrier. L'homme et son oeuvre, P., 1970 («Musiciens de tous les temps», (v.) XLIII).

E. P. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама