Театр «Опера комик» (Opéra-Comique) в Париже

Город
Париж
Год основания
1715
Тип
Театр «Опера комик» (Opéra-Comique) в Париже

«Опера́ коми́к» (фр. Opéra-Comique; полное название «Национальный театр комической оперы», фр. Théâtre national de l’Opéra-Comique) — оперный театр в Париже, основанный в 1715 году и первоначально предназначенный для постановки комических опер. В 1971 театр закрыт, возобновлён как молодёжная Оперная студия (1974–1978). С 1978 функционировал в качестве подразделения «Парижской оперы», в 1990 вновь стал самостоятельным.

«Опера комик» не является старейшим оперным театром Парижа, но это тот театр, который наиболее тесным образом был связан с повседневной жизнью города. Он был создан из желания парижан иметь помещение, в котором исполнялись бы произведения, которые уже задолго до этого ставились на импровизированных подмостках на улицах и площадях, особенно во время ярмарок. Это были, главным образом, комедии и фарсы, часто пародировавшие «высокие» концерты, то есть стиль музицирования парижской аристократии. К XVII столетию сложилось так, что король и его окружение сами посещали такие представления на площадях. Именно здесь берёт своё начало жанр vaudeville (фр. — водевиль).

В 1642 году Мазарини, будучи регентом юного короля Людовика XIV, выписал из Италии (со своей родины) театральную труппу, деятельность которой вскоре стала существенным элементом парижской жизни и которая познакомила парижан с итальянской комедией. Люлли (не забудем, что тоже итальянец по происхождению) также был приглашён в Париж, но служил у короля. Он писал балеты для двора и сотрудничал с Мольером. Постепенно влияние ярмарки стало ощущаться и в представлениях, которые давались при дворе, и vice versa (лат. — наоборот).

Собственно название театра «Опера комик» впервые появилось на Сен-Жерменской ярмарке в Париже в 1715 году. Здесь давались драматические представления с музыкальными номерами. В 1745 году театр был закрыт. В 1752 году он вновь открылся. В 1762 труппа «Опера комик» получила своё первое постоянное помещение, которое, как вскоре стало очевидно, было для театра мало. В 1783 году на месте теперешнего здания «Опера комик» был построен театр, который в 1838 году сгорел. Новое здание на том же месте было построено в 1840 году, но и оно не сохранилось (его уничтожил пожар 1887 года). То здание, которое мы знаем теперь, было сооружено в 1898 году.

На сцене «Опера комик» впервые увидели свет рампы такие оперные шедевры, как «Кармен» Бизе, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Лакме» и «Манон» Массне. В 1902 году здесь состоялась премьера «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси.


Театр «Опера комик» (Opéra-Comique) в Париже

«Опера комик» — французский музыкальный театр. Основан в 1715 в Париже на Сен-Жерменской ярмарке как временный театр (здесь впервые давались драматические представления с музыкальными номерами), в 1745 был закрыт. Вновь открыт в 1752, а в 1762 слит с театром «Комеди Итальенн»; с 1783 назывался театр «Фавар». В 1801, объединившись с театром «Фейдо», получил наименование «Опера комик». С 1806 театр стал государственным. Современное здание построено в 1898 (архитектор Л. С. Бернье). На сцене театра шли фарсы, комедии, водевили, пьесы с музыкой, комические оперы. В период Великой французской революции в репертуаре были «оперы спасения» Л. Керубини, Э. Мегюля, Н. Далейрака, А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидора.

В 19 в. театр стал крупным центром национального оперного искусства. В 1-й трети 19 в. ставились произв. А. Буальдьё («Жан Парижский», 1812; «Белая дама», 1825), Ф. Обера («Фра-Дьяволо», 1830), Ф. Герольда («Цампа, или Мраморная невеста», 1831) и др.; в 1846 состоялось исполнение драматической легенды Г. Берлиоза «Осуждение Фауста».

Событием в истории театра явилась первая постановка оперы Ж. Бизе «Кармен» (1875). В «Опера комик» обрели сценическую жизнь оперные произведения многих французских композиторов, в т. ч. «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1881), «Лакме» (1883), «Манон» Массне (1884), «Король из города Ис» Лало (1888), «Луиза» Шарпантье (1900).

С начала 20 в. осуществляются балетные постановки. В 1902 театр поставил оперу К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», означавшую новый этап в истории французской оперы. В 1-й четверти 20 в. ставятся произведения П. Дюка, М. Равеля, Г. Форе, Р. Штрауса, в 30-40-е гг. репертуар пополняется сочинениями Дж. Пуччини, П. Масканьи, Д. Мийо, Ж. Ибера, А. Русселя и др.

В разное время в театре выступали: певцы — Ж. Феральди, Ф. Хелди, Ж. Рогачевский, Р. Бурден, Ж. Мишо, Н. Валлен и др.; дирижёры — А. Буссер, Р. Дезормьер и др.

После 2-й мировой войны 1939–45 театр показал оперы: «Похождения повесы» Стравинского (1953), «Человеческий голос» Пуленка (1959), «Замок герцога Синяя Борода» Бартока (1959), «Ночной полёт» Даллапикколы (1960), «Долорес» Жоливе (1961), «Принцесса Полина» Томази (1962), «Последний дикарь» Менотти (1963), «Огненный ангел» Прокофьева (1964), «Катя Кабанова» Яначека (1967), «Поругание Лукреции» Бриттена (1971).

Театр уделяет большое внимание западно-европейской классике, в 50-70-е гг. ставились: «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы»; «Мирейль» Гуно, «Лакме», «Миньон», «Вертер»; «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза, «Севильский цирюльник»; «Девушка с Запада» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

В 60-70-е гг. на сцене «Опера комик» выступали: известные французские певцы — М. Меспле, Ж. Барбье, А. Ланс, С. Саррока, Ж. Пи, А. Ванцо, M. Py, P. Сойер, M. Сенешаль, Э. Манше, К. Депра и др.; дирижёры — X. Эчеверри, П. Этуэн, Ж. Себастьян, М. Розенталь, Ж. Периссон, А. Вольф, П. Дерво и др.

В связи с острым финансовым дефицитом решением Министерства культуры Франции театр «Опера комик» был закрыт 1 апреля 1972 и с 1973 функционирует как Парижская оперная студия (Opéra studio de Paris). Здесь работают молодые певцы, дирижёры, режиссёры, ставятся экспериментальные спектакли (сочинения современных композиторов).

В. В. Тимохин
Советская Музыкальная энциклопедия

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Словарные статьи

Оперные театры 06.03.2011 в 18:57
Париж 12.01.2011 в 14:13

рекомендуем

смотрите также

Реклама