
Давид, Иоганн Непомук (нем. Johann Nepomuk David; 30 XI 1895, Эфердинг, Верхняя Австрия — 22 XII 1977, Штутгарт, Германия) — австрийский композитор и органист.
Получив начальное музыкальное образование в монастыре св. Флориана, стал учителем народной школы в Кремсмюнстере. Композицию изучал самоучкой, затем у Й. Маркса в Венской академии музыки и сценического искусства (1920-23). В 1924-34 органист и хоровой дирижёр в Вельсе (Верхняя Австрия). С 1934 преподавал композицию в Лейпцигской консерватории (с 1939 директор), с 1948 — в Высшей музыкальной школе Штутгарта. В 1945-48 директор «Моцартеума» в Зальцбурге.
Ранние сочинения Давида, контрапунктические и атональные, связаны с музыкальным стилем экспрессионизма (камерная симфония «In media vita», 1923). Освободившись от влияния А. Шёнберга, Давид стремится обогатить современный симфонизм средствами старинной полифонии времён готики и барокко. В зрелых сочинениях композитора ощущается стилистическое родство с творчеством А. Брукнера, И. С. Баха, В. А. Моцарта.
Сочинения:
оратория — Ezzolied, для солистов, хора и оркестра с органом, 1957; для оркестра — 10 симфоний (1937, 1938, 1941, 1948, 1951, 1953 — Sinfonia preclassica; 1954, 1955 — Sinfonia breve; 1956, 1959 — Sinfonia per archi), Партита (1935), Дивертисмент на старые народные песни Kume, kum, geselle min (1939), Партита (1940), Вариации на тему Баха (для камерного оркестра, 1942), Симфонические вариации на тему Шюца (1942), симфоническая фантазия Магический квадрат (1959), для струнного оркестра — 2 концерта (1949, 1950), Немецкие танцы (1953); концерты с оркестром — 2 для скрипки (1952, 1957); для альта и камерного оркестра — Меланхолия (1958); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты, трио, вариации и др.; для органа — Choralwerk, I — XIV, 1930-62; обработки народных песен.
Литература: Oeser Fr., J. H. David, «Jahrbuch der deutschen Musik», Lpz., 1943; Klein R., J. N. David, W., 1964; Stuckensсhmidt H. H., J. N. David, Wiesbaden, 1965.
О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Одним из крупных художников, примыкавших к постромантическим течениям, был Иоганн Непомук Давид (1895–1977) — композитор, органист, педагог (преподавал в Лейпцигской консерватории, зальцбургском Моцартеуме, Высшей музыкальной школе Штутгарта).
Как композитор он не получил систематического образования, воспитывался, подобно Брукнеру, в австрийской провинции, мальчиком пел в церковном хоре, затем был кантором, церковным органистом и учителем начальной школы. Давид напоминает Брукнера и самим своим обликом «святого от музыки», художника, воспитанного в русле широкой и прочной, испытанной временем духовной музыкальной традиции.
Некоторое время он занимался композицией у Й. Маркса, брал отдельные уроки у Шёнберга. В его творчестве формируется своеобразная линия австрийского «необарокко», примечательная тем, что обращение композитора к музыке старых мастеров не связано с антиромантической позицией, столь характерной, например, для неоклассицизма Стравинского и Хиндемита. Австрийское «необарокко» возникает на иной мировоззренческой основе: Давид шел к музыке Баха и нидерландских полифонистов через концепцию романтического симфонизма шубертовско-брукнеровского типа.
В стилистическом отношении наследие композитора достаточно разнообразно: опираясь на технику Баха и мастеров строгого стиля, он в отдельных случаях приближается к додекафонным принципам организации, не покидая при этом тональной основы.
Давид — автор восьми «больших» симфоний, оркестровых произведений в своеобразной «предклассической» манере (Sinfonia preclassica, 1953; Sinfonia breve, 1955; Симфония для струнных, 1959), симфонической фантазии «Магический квадрат» (1959), большого количества хоровых сочинений — месс, кантат, Реквиема (1956). Особой известностью пользуется его органная музыка — хоралы, Концерт для органа с оркестром (1965), Двенадцать фуг (1968).
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.