Белла Михайловна Давидович

Дата рождения
16.07.1928
Профессия
Страна
СССР, США
Белла Михайловна Давидович / Bella Davidovich

…По семейному преданию трехлетняя девочка, не зная нот, по слуху подобрала один из вальсов Шопена. Может быть, так, а может быть, это позднейшие легенды. Но во всех случаях символично, что пианистическое младенчество Беллы Давидович связывается с именем гения польской музыки. Ведь именно шопеновский «маяк» вывел ее на концертную эстраду, осенил ее имя…

Впрочем, все это произошло уже много позже. А артистический дебют ее был настроен на другую репертуарную волну: в родном городе Баку она сыграла Первый концерт Бетховена с оркестром под управлением Николая Аносова. Уже тогда специалисты обратили внимание на удивительную органичность ее пальцевой техники и покоряющее обаяние врожденного легато. В Московской консерватории она начала заниматься у К. Н. Игумнова, а после смерти выдающегося педагога перешла в класс его ученика Я. В. Флиера. «Однажды, — вспоминала пианистка, — я заглянула в класс Якова Владимировича Флиера. Захотелось посоветоваться с ним относительно „Рапсодии на тему Паганини“ Рахманинова и поиграть на двух роялях. Эта встреча, почти случайная, решила мою дальнейшую студенческую судьбу. Урок с Флиером произвел на меня настолько сильное впечатление — надо знать Якова Владимировича, когда он в ударе… — что я тут же, не медля ни минуты, попросилась к нему в ученицы. Помню, он буквально заворожил меня своим артистизмом, увлеченностью музыкой, педагогическим темпераментом». Эти черты, заметим, талантливая пианистка унаследовала от своего наставника.

А вот как вспоминал об этих годах сам профессор: «Заниматься с Давидович было сплошной радостью. Она с поразительной легкостью готовила новые сочинения. Ее музыкальная восприимчивость была настолько обострена, что мне почти никогда не приходилось в занятиях с ней возвращаться к тому или иному пройденному фрагменту. Давидович удивительно тонко чувствовала стиль самых различных композиторов — классиков, романтиков, импрессионистов, современных авторов. И все же особенно близок ей был Шопен».

Да, эта душевная предрасположенность к шопеновской музыке, обогащенная мастерством флиеровской школы, раскрылась еще в студенческие годы. В 1949 году никому не известная студентка Московской консерватории стала одной из двух победительниц первого послевоенного конкурса в Варшаве — наряду с Галиной Черны-Стефаньской. С этого момента концертная карьера Давидович постоянно шла по восходящей линии. Окончив консерваторию в 1951 году, она еще три года совершенствовалась в аспирантуре у Флиера, а затем и сама вела там класс. Но главным оставалась концертная деятельность. Долгое время шопеновская музыка была основной сферой ее творческого внимания. Без его произведений не обходилась ни одна ее программа, и именно Шопену она обязана ростом своей популярности. Отличный мастер фортепианной кантилены, она раскрывалась полнее всего именно в лирико-поэтической сфере: естественность передачи музыкальной фразы, колористическое мастерство, отточенная техника, обаяние артистической манеры — вот качества, присущие ей и покоряющие сердца слушателей.

Но вместе с тем Давидович не стала узкой «специалисткой по Шопену». Постепенно она расширяла границы своего репертуара, включая в него многие страницы музыки Моцарта, Бетховена, Шумана, Брамса, Дебюсси, Прокофьева, Шостаковича. В симфонических вечерах она исполняет концерты Бетховена, Сен-Санса, Рахманинова, Гершвина (и конечно, Шопена)… «Мне очень душевно близки в первую очередь романтики,- говорила Давидович в 1975 году. — Играю их давно. Достаточно много исполняю Прокофьева и с большим удовольствием прохожу его со студентами в Московской консерватории… В 12 лет, ученицей Центральной музыкальной школы, я сыграла Английскую сюиту Баха соль минор на вечере студентов кафедры Игумнова и получила достаточно высокую оценку в печати. Я не боюсь упреков в нескромности, ибо готова тут же добавить следующее; даже достигнув зрелого возраста, я почти никогда не отваживалась включать Баха в программы своих сольных концертов. А ведь прелюдии и фуги и другие сочинения великого полифониста я не только прохожу со студентами: эти сочинения у меня в ушах, в голове, ибо, живя в музыке, без них попросту нельзя обойтись. Иное сочинение, хорошо усвоенное пальцами, остается для тебя неразгаданным, словно так и не удалось подслушать тайные мысли автоpa. Подобное бывает и с заветными пьесами — к ним так или иначе приходишь позднее, обогащенной жизненным опытом».

Эта пространная цитата объясняет нам, каковы были пути развития таланта пианистки и обогащения ее репертуара, дает основания для постижения движущих сил ее искусства. Не случайно, как мы теперь видим, и то, что Давидович почти не исполняет современной музыки: во-первых, ей трудно проявить здесь свое главное оружие — покоряющую певучую кантилену, способность петь на рояле, во-вторых, ее не трогают умозрительные, пусть и совершенные конструкции в музыке. «Возможно, я заслуживаю нарекания в ограниченности кругозора, — признавалась артистка. — Но не могу изменить одному из своих творческих правил: в исполнительстве нельзя быть неискренней».

Критика давно уже нарекла Беллу Давидович поэтом фортепиано. Правильнее было бы заменить этот расхожий термин иным: певец на рояле. Ибо для нее всегда игра на инструменте была сродни пению, она и сама признавалась, что «ощущает музыку вокально». В этом и секрет неповторимости ее искусства, ярко проявляющийся не только в сольном исполнительстве, но и в ансамблевом. Еще в пятидесятые годы она нередко играла в дуэте с мужем, талантливым, рано умершим скрипачом Юлианом Ситковецким, позднее с Игорем Ойстрахом, часто выступает и записывается вместе с сыном — известным уже скрипачом Дмитрием Ситковецким. Вот уже около десяти лет пианистка живет в США. Ее гастрольная деятельность за последнее время стала еще интенсивнее, и она сумела не затеряться в потоке виртуозов, которые ежегодно выплескиваются на концертные эстрады мира. Ее в лучшем смысле слова «женский пианизм» воздействует на этом фоне еще более сильно и неотразимо. Подтвердили это и её московские гастроли 1988 года.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

Шарль Мюнш Дирижёры

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Павел Сорокин Дирижёры
Гарольд Арлен Композиторы
Пьер Лакотт Танцовщики
Франц фон Зуппе Композиторы
Лоренцо Перози Композиторы

Реклама