Танцы в драматическом спектакле — танцевальные эпизоды, вводимые в драматический спектакль в связи с требованиями его действия.
Появились в 16 в. в итальянских театральных представлениях эпохи Возрождения как танцевальные интермедии, первоначально мало связанные с сюжетом. В 17 в. получили распространение во французском театре. В пьесах Мольера музыку для танцевальных интермедий писал Ж. Б. Люлли («Мещанин во дворянстве», 1670, балетм. П. Бошан). Развитие танцев в драматическом спектакле, как и танцев в опере, подготовило выделение балета в самостоятельный вид искусства. В России танцы в драматическом спектакле были популярны в конце 18 — 1-й половине 19 вв., особенно в водевилях.
В современном театре танцы в драматическом спектакле не являются обязательным компонентом, хотя могут служить не только украшением действия, но и помогать его развитию. Они чаще вводятся в комедии, чем в драмы и трагедии. Танцы в драматическом спектакле обычно имеют сюжетную мотивировку, т. е. связаны с изображением танцев как явления реальной действительности (танцы на балу, на празднике и т. п.). Этим они отличаются от балета, где даётся не столько изображение танца в жизни, сколько отражение жизни в танце.
Танцы в драматическом спектакле могут составлять фон действия, служить обрисовке среды или характеристике того или иного персонажа. Яркий пример драматич. спектакля, насыщенного танцами, — «Учитель танцев» Лопе де Вега, 1947, Центр. т-р Сов. Армии, режиссёр А. Д. Попов, балетм. В. П. Бурмейстер. Т. в д.с. также ставили: Н. И. Авалиани, И. Д. Вельский, А. А. Варламов, М. Э. Лиспа, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, Ю. Скотт и Ю. В. Папко и др.
В. В. Ванслов
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.