Нидерландская школа — ведущее творческое направление в вокальной хоровой полифонии 15–16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли современные Нидерланды, Бельгию, Северо-Восточную Францию и Люксембург); Нидерландская школа называлась также бургундской и фламандской, франко-фламандской.
Нидерландская школа включала несколько поколений нидерландских композиторов, работавших в разных европейских странах, где были восприняты её традиции, вызвавшие подъём местных полифонических школ. Явилась итогом высокого уровня развития нидерландской музыки.
Используя песенное народное творчество, Нидерландская школа обобщила достижения европейского вокально-хорового многоголосия 9 — нач. 15 вв. (английского и французского, культового и светского) и ознаменовала расцвет классической хоровой полифонии. Нидерландская школа создала универсальную систему законов полифонии — сложный контрапункт строгого стиля, разработала классические образцы вокально-хоровых полифонических жанров, церковных и светских — мессы, мотета, шансон, мадригала и утвердила господство полнозвучного 4-голосия, голоса которого стали равноправными, развивала и традиции музыки 3-голосного склада.
Композиторы Нидерландской школы отличались искусной техникой контрапункта, достигая исключительной виртуозности в создании хоровых многоголосных произведений(доводили число самостоятельных голосов до 30), предвосхитив инструментальную музыку следующих эпох. Музыка мастеров Нидерландской школы предназначена преимущественно для хорового пения a cappella. Инструментальное сопровождение включалось в торжественные (solemnis) мессы и мотеты, дублируя вокальные партии (гл. образом басовые), и часто использовалось в светских полифонических песнях.
Центральный жанр музыки Нидерландской школы — хоровая месса a cappella, типичная выразительность которой определилась воплощением философско-созерцательных идей своего времени (о человеке в огромном мироздании, о гармоничной красоте мира и др.). Сложные звуковые конструкции месс, обладающих полнозвучной мощью и впечатляющей силой воздействия, соответствовали величию готических соборов, где они исполнялись в дни торжественных религиозных празднеств.
Экспрессивность музыки, её глубоко сосредоточенный характер и просветлённая вдохновенность выражались преобладанием высоких регистров и чистых красок хора мальчиков и мужских фальцетов; искусным сочетанием и плавным развёртыванием мелодических линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования, филигранной точностью деталей.
Светская лирика почти не отличалась от духовной; её народная мелодическая основа и живая эмоциональность широко проявились в творчестве композиторов Нидерландской школы, особенно в 16 века. Даже мессы часто носили названия использованных в них светских песен («Вооружённый человек», «Побледневшее лицо» и др.).
Название «Нидерландская школа» введено Р. Г. Кизеветтером (в его труде «Вклад Нидерландов в музыкальное искусство», 1828), предложившим условное деление на 3 (или 4) Нидерландские школы в соответствии со сферами влияний ведущих её представителей.
1-я Нидерландская школа, бургундская, возникла в середние 15 в. при бургундском дворе в Дижоне, отличавшемся изысканной придворной культурой и развивавшем французские традиции. Эта школа испытала также воздействие новаторского творчества английских полифонистов, главным образом выдающегося английского композитора Дж. Данстейбла, работавшего во Франции (обучал бургундских музыкантов). 1-ю Нидерландскую школу возглавляли Ж. Беншуа, служивший при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго (создатель искусной имитационной любовной шансон) и Г. Дюфаи (работал также в Италии и Франции; основатель полифонической школы в Камбре), который славился балладами, ронделями, мессами, мотетами, значительно усовершенствовал полифоническую технику и нотное письмо.
2-я и 3-я Нидерландские школы (следующие поколения композиторов) назывались фламандскими. Их ведущие мастера: Й. Окегем (работал при французском дворе) — современники называли его «главным мастером контрапункта» за совершенное владение техникой сквозной имитации, применявшейся и в величественных мистических мессах, и в придворных лирических миниатюрах; Я. Обрехт (жил в Нидерландах, Франции, Италии) — его сочинения отличались утончённым и виртуозным стилем, эмоциональностью и красочной выразительностью музыки при ясности тематизма, использовал народные мелодии (фламандские, немецкие, итальянские) и танцевальные ритмы, славились его мессы, посвященные деве Марии, т. н. пародийные мессы, фламандский шансон и их инструментальные переложения для танцев; Жоскен Депре (работал в различных городах Италии и Северной Франции) — автор выдающихся культовых произведений, был особенно известен своим искусством выражать многообразные душевные переживания в различных по характеру изящных полифонических песнях и мотетах, проникнутых гуманистическим мироощущением, был одним из первых авторов полифонических инструментальных пьес изобразительного характера.
4-ю Нидерландскую школу, распространившуюся во 2-й половине 16 в. в европейских странах, возглавил Орландо ди Лассо (жил в Италии, Франции, Англии, Баварии), прославившийся своими «Покаянными псалмами», сборником мотетов «Великое музыкальное творение», церковными произведениями, а также созданными на народной основе яркими жанровыми песнями-сценками, красочными вилланеллами изобразительного характера, мадригалами на стихи поэтов Возрождения и античности.
Великие мастера Нидерландской школы имели много последователей, выдающихся контрапунктистов, которых приглашали работать в различные европейские города; венецианскую полифоническую школу основал А. Вилларт, римскую — Я. Аркадельт, Ф. ле Бель (был учителем Палестрины); Г. Изак работал во Флоренции, Инсбруке, Аугсбурге, А. Брюмель — в Ферраре. В Италии композиторы Нидерландской школы положили начало итальянскому лирическому мадригалу. Среди других известных мастеров Нидерландской школы — А. Бюнуа, П. де ла Рю, Л. Компер, Ж. Мутон, А. де Февен, Н. Гомберт, Я. Клеменс-«не папа», Ф. Вердело, Ф. де Монте, де Верт.
Исключительный успех Нидерландской школы был обусловлен высоким художественным мастерством её создателей, происходивших из страны передовой культуры, которая расцвела благодаря общеевропейским торговым и культурным связям; здесь впервые в Европе композиторы получали профессиональное образование в метризах. Развитию и распространению Нидерландской школы способствовали также усовершенствование нотной записи и возникновение нотопечатания.
Расцвет Нидерландской школы полифонии относится ко времени расцвета нидерландской живописи (столь же великой новаторской художественной школы), прикладных искусств, архитектуры, философии и математики.
В создании монументальных многоголосных композиций нидерландские мастера опирались на философское учение неоплатоников, а также на строгие расчёты, основанные на глубоких математических познаниях (многие музыканты эпохи Возрождения, в т. ч. Данстейбл и, возможно, Окегем и Обрехт, были одновременно математиками, философами, астрономами и астрологами).
Разработанная ими система законов полифонии в вокальных жанрах строгого письма, опирающаяся на единый cantus firmus (литургический или чаще народный) и его модификации, осуществляла принцип «единства в многообразии» (согласно мировоззрению эпохи). В структурах мотетов и месс, в выборе cantus firmus и его проведениях выражалась определённая символика. Аллегорическое мышление эпохи, её математический интеллектуализм особенно наглядно проявлялись в распространении загадочных канонов (искусное владение изощрённой контрапунктической техникой у эпигонов Нидерландской школы иногда сводилось к рассудочной игре изысканными контрапунктическими комбинациями).
Художественные достижения великих композиторов Нидерландской школы, утверждённые ими принципы полифонической композиции стали универсальными для последующего развития различных стилей свободного письма, основанного уже на других эстетических принципах, и явились фундаментом дальнейшего расцвета всей европейской музыки, вокальной и инструментальной, не только полифонической, но и гомофонной (см. Гомофония), а их приёмы инверсии, обращения, имитации и др. вошли в технику додекафонии.
Как стилевое явление Нидерландская школа в основном завершала эпоху господства в европейской музыкальной культуре церковных (католических) вокально-хоровых жанров и отражённого в них философско-религиозного мировоззрения (позднее оно проявилось в немецкой протестантской вокально-инструментальной музыке, вершиной которой стало творчество И. С. Баха).
Литература: Булычев В., Музыка строгого стиля и классического периода…, М., 1909; Kiesewetter В., Die Verdienste der Niederlander um die Tonkunst, W., 1828; Wolff H., Die Musik der alten Niederlander, Lpz., 1956; Вackers С., Nederlandsche componisten van 1400 tot op onzen tijd, s'-Gravenhage, 1942, 1950; Borren Ch. van den, Dufay and his school, в кн.: The new Oxford history of music, v. 3, L. — N. Y. — Toronto, 1960; Bridgman N., The age of Ockeghem and Josquin, там же; см. также библ. к ст. Нидерландская музыка, Месса, Контрапункт, Полифония, Строгий стиль.
Л. Г. Бергер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.