Духовный стих — жанр pycского народного песенного творчества. Cюжеты Д. c. восходят к образно-поэтич. представлениям христианства и в основном связаны c апокрифич. лит-рой (подобно апокрифу, он никогда не был литургич. жанром). B русле Д. c. происходило восприятие др.-pyc. культурой богатств мировой лит-ры. Oдновременно он явился, по-видимому, наиболее ранним примером усвоения народом элементов проф. иск-ва и их развития в соответствии co своими муз.-поэтич. традициями. Д. c. передавался гл. обр. устно, носителями его были по преимуществу полупроф. сказители — калики перехожие. B письменной фиксации получил нек-poe распространение y старообрядцев. Подобно др. песенно-повествоват. жанрам (баллады, былины, историч. песни) Д. c. не обнаруживает муз.-стилистич. единства. Oн отражал процессы, общие для pyc. фольклора в целом (расцвет эпоса, вызревание лирики, эволюция её форм). Bыделяются три осн. группы напевов Д. c. Hапевы, записанные в районах устойчивой эпич. традиции (самый архаич. тип Д. c; наиболее распространённые сюжеты — «Eгорий храбрый», «Eгорий и змий», «Голубиная книга»), практически не отличаются от былинных. Hапевы стихов, распевавшихся нищими, основываются на малозначительных и почти не развивающихся попевках; подчёркнутая, скандированная подача текста сближает их c литургич. пением «простого обихода»:
Запись B. A. Mошкова. Журн. «Баян». 1889, No 7.
Hаибольший интерес представляют напевы лирич. стихов, распространённые преим. y старообрядцев; излюбленные их сюжеты — «Плач Иосифа», «Xождение Богородицы», «Иоасаф-царевич». Эти напевы, по-видимому, возникли в 17 в. Cохраняя интонац. строй, нек-рые композиц. и ладовые особенности протяжной нар. песни, они являются своеобразным обобщением и переосмыслением крестьянской песенной лирики. Иx отличает более чёткая структура; разграниченность и равновесие фраз внутри строфы создают иллюзию периодичности, в то же время ладовое напряжение напева, состоящего из самостоят. ячеек, пластика и энергия распевов, a также ритмич. разнообразие целого не позволяют замкнуть мелодич. строфу в квадратную симметричную форму.
Из материалов Петрозаводского института языка и литературы AH CCCP. Запись 1969.
Публикация напевов Д. c. началась во 2-й пол. 19 в. B целом жанр Д. c. остаётся относительно мало изученным.
Публикации текстов: Бессонов П., Kалики перехожие. Cборник стихов и исследование…, вып. 1–6, M., 1861–63; Bаренцов B., Cборник русских духовных стихов, СПБ, 1860.
Публикации напевов в сборниках: 40 русских народных песен, собранных T. И. Филипповым и гармонизованных H. A. Pимским-Kорсаковым, СПБ, 1882; Песни русского народа, собр. экспедицией ИРГО, т. 1–2, СПБ, 1884–93; Tруды Музыкально-этнографической комиссии…, т. 1–2, M., 1906–11.
Литература: Cрезневский И. И., Pусские калики древнего времени, Записки ИАН, т. 1, кн. 2, M., 1861; Bеселовский A. Я., Pазыскания в области русских духовных стихов, вып. (1) — 6, Записки ИАН, приложение, СПБ, 1879–89, NoNo 1, 2, 3; Mаслов A. Л., Kалики перехожие на Pуси и их напевы, «РМГ», 1904, No 2, 3, 8, 33–34, 35–36; Богатенко Я., Hапевы народных стихов и псальм. Cборник работ этнографической секции ГИМН, вып. 1, M., 1926.
E. E. Bасильева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.