Данстейбл (Данстейпл), Джон (англ. John Dunstable (Dunstaple); 1370 или 1380, предположительно Данстейбл, Бедфордшир — 24 XII 1453, Лондон) — английский композитор и музыкальный теоретик.
В 1419–40 служил каноником Херефордского собора, затем придворным музыкантом у герцога Бедфордского (брата короля Генриха V), в составе его капеллы часто бывал в Париже и в Камбре. Отсюда — связь Данстейбла с французской музыкальной культурой, оказавшей, наряду с итальянской музыкой периода раннего Возрождения, заметное влияние на его творчество.
Данстейбл — один из крупнейших полифонистов 1-й половины 15 века. Его сочинения сыграли важную роль в развитии полифонии строгого стиля на её начальном этапе, предвосхитив творчество ранних франко-фламандских контрапунктистов (Г. Дюфаи и Ж. Беншуа, которые, возможно, учились у него в Камбре). Его музыке присуще светлое, жизнерадостное начало. Данстейбл — автор гл. образом духовных (с латинскими текстами) и светских произведений (сохранились 3 песни — «шансон»). Наиболее известна шансон «О, прекрасная роза» («О rosa bella»).
Произведения Данстейбла отличаются свободным мелодическим развитием, особенно верхнего ведущего голоса, с применением вариационного принципа. Для Данстейбла характерны господство трёхголосия, мелодическое богатство голосов, импровизационность в развитии мелодии. Несмотря на преобладание церковных ладов, в его музыке явно ощущаются мажор и минор, наличие альтераций, ходов на увеличенные и уменьшенные интервалы.
Важный вклад Данстейбла в европейскую музыкальную культуру — разработка жанра т. н. декламационного мотета, в котором музыкальный ритм подчинён ритму стиха; ввёл также мотет двойной структуры, предвосхитивший композиционную технику мессы 15 века.
Представитель гуманистической культуры, он был также известен как математик и астроном. Многие сочинения Данстейбла не сохранились, ряд анонимных произведений современных ему композиторов приписывается исследователями (в т. ч. Й. Тинкторнсом) Данстейблу. 54 его произведения включены в каталог, содержащийся в издании С. Стейнер «Данстейбл и разные аранжировки „О, прекрасная роза“» («Dunstable and the various settings of „O rosa bella“» в сборниках Международного музыкального общества — «Sammelbande der Internationalen Musik-Gesellschaft», Bd 11, Tl 1).
Большая часть сочинений Данстейбла (6 рукописей) хранится в Италии в библиотеке Трентского собора — «Трентские кодексы» («Trent Codices»), а также в библиотеках Модены и Болоньи. Полное собрание сочинений Данстейбла издано М. Ф. Букофцером (Complete Works, «Musica Britannica», VIII, L., 1953).
Литература: Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Lpz., 1907, II, 1. S. 106 и след.; Bukofzer M. F., Uber Leben und Werke von Dunstable, «Acta musicologica», Bd VIII, Lpz., 1936, S. 111; eго жe, John Dunstable and the music of his time, в сб.: Proceedings of the Musical Association, L., 1938, v. LXV, N 19; Borren Ch. van den, The genius of Dunstable, там же, L., 1921, XLVII, 78; Greene R. L., John Dunstable, a Quincentenary supplement, «MQ», 1954, N 7; Fiсker R. von, в сб.: Studien zur Musikwissenschaft, hrsg. von G. Adler, VII u. XI, W., 1955; Stahura R. E., A stylistic study of the works of John Dunstable, Diss., Indiana University, 1969.
Б. В. Левик
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.