Фолия

Категории словаря

Фолия (португ. folia, букв. — безумие; нем. — Folia, итал. follia, франц. folie) — народный танец и танцевальная песня в трёхдольном метре португальского происхождения. Первые упоминания о фолии относятся к концу 15 в. Тогда она была карнавальным «потешным» танцем, подобным мореске. Его исполнители — мужчины, наряженные женщинами, — вели себя столь дико и шумно, что казались лишёнными рассудка (отсюда название танца). Сопровождалась Ф. кастаньетами, погремушками и др. инструментами, производящими шум. Нотные записи Ф. этого периода отсутствуют. Постепенно слагались мелодико-гармонич. формулы, служившие структурным каркасом Ф. (подобно аналогич. моделям в пассамеццо, бергамаске и романеске). Основанные на них произв. содержатся уже в издании «Cancionero musical de palacio» (ок. 1500), однако ещё под названием паваны, арии и т. д. Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Д. Ортис в «Tratado de glosas…» (1553), также не называя её Ф.

Осн. значение в этой модели принадлежит басу; при сохранении общих очертаний он применяется в разл. вариантах — с пропуском начальной тоники, с нек-рыми интонац. отклонениями. Изредка трёхдольный метр уступает место двудольному. Первая дошедшая до нас мелодия, обозначенная как Ф., принадлежит С. Салинасу (1577).

Музыка ранних Ф. была быстрой и громкой, с явным преобладанием мажора. Со временем Ф. стала преим. минорной, её темп замедлился, в связи с чем она приблизилась к сарабанде.

Период наивысшей популярности Ф. приходится на кон. 16 — нач. 17 вв.; превратившись в пылкий танец любовного содержания, сопровождавшийся гитарой, она выходит за пределы Португалии и Испании и приобретает известность во Франции, Италии, Англии. В это время Ф. становится излюбленной темой для инстр. вариаций. Вслед за циклом И. И. Капсбергера (Libro primo d’invalatura di chitarrone, 1604) их появилось множество для разных инструментов: органа (Partita sopra l’Aria di Follia Дж. Фрескобальди, 1615), виолы да гамба (М. Маре, 1681), скрипки (М. Фаринелли, 1685, на ту же тему — А. Корелли, ор. 5 No 12, 1700), гитары (в гитарных книгах Р. Рибайаса, 1672, Г. Санса, 1674, 1697), клавесина (Ж. д’Англебер, 1689, А. Скарлатти). Позже, в 18–20 вв., композиторы обращаются в основном к т. н. Les Folies d’Espagne (иногда ошибочно приписываемой Корелли).

Её разрабатывали Дж. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли; И. С. Бах ввёл Ф. в кантату («Крестьянская кантата», BWV 212), А. Гретри, Л. Керубини, К. Нильсен — в оперу («Ревнивый влюблённый»; увертюра к «Португальскому отелю»; «Маскарад»), Ф. Лист создал на её основе виртуозную «Испанскую рапсодию» для фп., С. В. Рахманинов — глубоко трагичные фп. «Вариации на тему Корелли». Как и прежде, Ф. — одна из любимых тем у мастеров гитарной музыки (Ф. Сор, Фолия ор. 15, М. Понсе, «Вариации на Folia de Espana с фугой»).

Литература: Mоsеr A., Zur Genesis der Folies d’Espagne, «AfMw», 1919, Jahrg. 1, H. 3; Nettl P., Zwei spanische Ostinatothemen, «ZfMw», 1918/1919, Jahrg. 1, H. 12; Gоmbоsi O., Zur Fruhgeschichte der Folia, «Acta musicologica», 1936, v. 8, No 3–4; Ward L., The folia, в кн.: Internationale Gesellschaft fur Musikwissenschaft. 5. Kongress. Kongressbericht, Amst., 1953; Hudson R., The folia dance and the folia formula in 17 century guitar music, «Musica disciplina», 1971, v. 25; eго же, The folia, fedele and falsobordone, «MQ», 1972, v. 58, No 3; Seifert H., Spanische Tanze aus der Zeit um 1600, «ЦMz», 1975, Jahrg. 30, H. 4.

Т. С. Кюрегян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Двухчастная форма Теория музыки
Португальская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Полиметрия Теория музыки
Побочный тон Теория музыки
Пропоста Теория музыки
Дилогия Термины и понятия
Ханенде Национальные культуры
Динамик Музыкальные инструменты
Этюд Музыкальные жанры и формы
Чардаш Музыкальные жанры и формы
Артист Термины и понятия
Веризм Термины и понятия

Реклама