Двухчастная форма

Категории словаря

Двухчастная форма — музыкальная форма, характеризующаяся объединением двух частей в единое целое (схема AB). Подразделяется на простую и сложную.

В простой Д. ф. обе части не превышают периода. Из них 1-я часть (период) выполняет экспозиц. функцию — в ней излагается начальный тематич. материал. 2-я часть может выполнять разл. функции, в связи с чем возникают две разновидности простой Д. ф. — безрепризная и репризная. Безрепризная простая Д. ф. может быть как двухтемной, так и однотемной. В первом случае функция 2-й части — также изложение темы. Это соотношение наиболее распространено в форме типа «запев — припев». Припев может не контрастировать напеву, а составлять его логич. продолжение (Гимн Советского Союза). В др. случаях припев контрастирует запеву (песня «Москва майская» Дан. и Дм. Покрасс). Однако контраст (так же, как и сходство) двух тем может возникнуть и вне соотношения «запев — припев» (романс «Ель и пальма» Н. А. Римского-Корсакова). В однотемной Д. ф. функция 2-й части — развитие тематич. материала 1-й части (тема вариаций 2-й части сонаты Бетховена для фп. No 23 «Аппассионата», многие вальсы Шуберта). В репризной простой Д. ф. развитие начального тематич. материала в пределах 2-й части завершается его частичной репризой — воспроизведением одного предложения 1-го периода (схема аа1bа2). При равной протяжённости всех компонентов такой формы возникает наиболее чёткий её образец, почти всегда т. н. «квадратной» структуры (4 + 4 + 4 + 4 или 8 + 8 тактов).

Встречаются и разл. нарушения этой строгой периодичности, особенно во 2-й части. Однако возможности расширения отд. разделов в Д. ф. ограничены, так как при увеличении середины и репризы вдвое возникает простая трёхчастная форма (см. Тpёxчастная форма). Каждая из двух частей Д. ф. может повторяться (схемы ||: А:||: В:|| или, А ||: В:||). Повторение частей делает форму более чёткой, подчёркивает членение её на 2 раздела. Такое повторение характерно для моторных жанров — танца и марша. В лирич. жанрах оно, как правило, не применяется, что делает форму более текучей и гибкой. При повторении части могут подвергаться варьированию. В этих случаях композитор выписывает повторение в нотном тексте. (При анализе варьированное повторение не должно рассматриваться как появление новой части.) В Д. ф. типа «запев — припев» обычно несколько раз повторяется вся форма в целом (без повторения её частей по отдельности). В результате возникает куплетная форма (см. Куплет). Простая Д. ф. может представлять как целое произв. (песню, романс, инстр. миниатюру), так и его часть, в обоих случаях она бывает тонально замкнутой.

Описанные выше виды простой Д. ф. в проф. искусстве сложились в музыке гомофонно-гармонич. склада примерно во 2-й пол. 18 в. Им предшествовала т. н. старинная Д. ф., в к-рой писались отд. части сюит (аллеманда, куранта), иногда прелюдии. Этой форме свойственно чёткое деление на 2 части, в танц. жанрах, как правило, повторяемые. 1-я её часть — период типа развёртывания. Гармонич. развитие направлено в нём от главной тональности к её доминанте (а в минорных произведениях — и к тональности параллели). 2-я часть, начинаясь с доминантовой или параллельной тональности (или же с этой гармонии), приводит к репризе главной тональности. Функцию темы в такой форме выполняет излагаемое в начале произв. тематич. ядро.

В сложной Д.ф. объединяются 2 части, из к-рых хотя бы одна выходит за рамки периода и образует простую двух- или трёхчастную форму. Разделы сложной Д. ф., как правило, контрастны. Чаще всего такая форма применяется в оперных ариях. 1-я часть при этом может представлять собой развёрнутый вступит. речитатив, 2-я — собственно арию или песню («Гадание Марфы» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина»). В др. случаях обе части равноправны, и их контраст связан с развитием действия, с переломом в душевном состоянии героя (ария Лизы «Откуда эти слёзы» из 2-й картины оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»). Встречается также сложная Д. ф., 2-я часть к-рой — развитая кода (дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан»). В инстр. музыке сложная Д. ф. применяется реже, причём обе части её обычно мало контрастируют (ноктюрн Ф. Шопена H-dur op. 32 No 1). Пример контрастной сложной двухчастной формы в инстр. музыке — авторское переложение для оркестра «Песни Сольвейг» Э. Грига.

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

В. П. Бобровский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Тарантелла Музыкальные жанры и формы
Слендро Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Лирическая опера Термины и понятия
Миньон Музыкальные инструменты
Мабу Музыкальные инструменты
Целотонная гамма Теория музыки
Ля (нота) Теория музыки
Da capo, да капо Теория музыки
Резонаторное отверстие Музыкальные инструменты
Аккорд Теория музыки
Гудок Национальные культуры
Альборада Музыкальные жанры и формы

Реклама