Звенят обычно металлические и стеклянные предметы. Чем они меньше, тоньше и ближе друг к другу — тем звенящий звук выше. И наоборот, чем предметы крупнее, тем ниже звон.
Звон всегда наряден, торжествен. Чаще всего звонят в колокола. Сколько разных по размеру колоколов в той или иной колокольне, столько звуков может включить в себя мелодия, которую можно на них исполнить. Звенят также гонг, металлические тарелки, вибрафон.
Человеку свойственно эмоционально реагировать на звенящий звук. Обычно он приносит радость, эстетическое удовольствие.
Металл и стекло появились позже, чем материалы для других музыкальных инструментов — дерево, рог, кожа и жилы животного. Производимое мощным звоном сильное впечатление на человека было замечено служителями культа в Юго-Восточной Азии и использовано ими в обрядах.
Сила звука, свойственная металлическому ударному инструменту, сделала его издревле чем-то вроде «средства массовой информации». В этом смысле хорошо известный вам школьный звонок, хотя и электрический, но имеет ту же функцию, что и старинный вечевой колокол. А дверной звонок, телефон, колокольчик в руке у председателя собрания — продолжение и развитие той же «темы».
В Европе колокола появились и стали отливаться в IV — VI веках нашей эры, что связано с огосударствлением христианства. Используя церковь в качестве атрибута власти, стали использовать и колокольный звон как средство собрать народ, предупредить о тех или иных событиях.
Поскольку звон имеет высоту и, следовательно, является звуком музыкальным, возникло искусство звонарей. Секреты отливки колоколов с нужными качествами звука (сила, тембр, высота, длительность) передавались из поколения в поколение. А колокольные импровизации, требующие от звонарей особого таланта, физических сил и даже жертвенности (ведь большинство из них глохли от страшной силы звука в колокольне), — свидетельство неисчерпаемых творческих сил в народе. Переливы праздничных звонов в течение многих веков были одним из немногих источников эстетической радости народа, который с благодарностью поэтизировал их в своем фольклоре. В Киеве даже существует легенда, что во время игры одного из звонарей-самородков поднималась вода в Днепре.
Звонницы древнерусских церквей являются подлинными архитектурными шедеврами.
Русские композиторы часто использовали в своих сочинениях имитации колокольного звона. Так, М. П. Мусоргский украсил праздничным колокольным звучанием сцену венчания Бориса Годунова на царство в опере «Борис Годунов»; Н. А. Римский-Корсаков в опере «Псковитянка» дал грандиозную картину народного веча, сопровождаемую мощным гулом вечевого колокола.
Колокольность — одно из главных выразительных средств музыки С. В. Рахманинова, она звучит и в фортепианной, и в симфонической, и в хоровой музыке замечательного русского композитора. У него есть даже сочинение для хора, солистов и оркестра, названное «Колокола».
М. Г. Рыцарева