Обратимый контрапункт

Категории словаря

Обратимый контрапункт — полифоническое соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно О. к.), вид сложного контрапункта.

Наиболее распространён О. к. с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 1, фуга G-dur, такты 5–7 и 24–26; «Искусство фуги», No 12). Более сложен неполный О. к.: интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. к. и неполный О. к. сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый: Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4–6 и 24–26; В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый: И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1–2 и 3–4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями: И. С. Бах, «Хорошо темперированный клавир», т. 2, фуга b-moll, такты 27–31 и 96–100); в О. к. применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный: П. Хиндемит, «Ludus tonalis», прелюдия и постлюдия) и др.

О. к. радикально меняет облик первоначального соединения: в производных соединениях возникает фактически новый мелодич. рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. к. широко применяется композиторами 20 в. (А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. формами (возвратное движение).

Литература: Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, §§ 20–21; Танеев С. И., Фрагмент из варианта вступления к книге «Подвижной контрапункт строгого письма…», в кн.: Танеев С., Из научно-педагогич. наследия, М., 1967. См. также лит. при статье Обращение темы.

В. П. Фраёнов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Роговой оркестр Музыкальные инструменты
Будапешт музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Квинтон Музыкальные инструменты
Мтиулури Национальные культуры
Дойра Национальные культуры
Этнография музыкальная Термины и понятия
Секунда Теория музыки
Акустика музыкальная Термины и понятия
Токката Музыкальные жанры и формы
Скордатура Термины и понятия
Aplomb, апломб Балет и танец

Реклама