Фонограмархив

Категории словаря

Фонограмархив — учреждение, специализирующееся на собирании и хранении оригинальных фонографических записей, база научно-исследовательских работ в области фольклористики, лингвистики, сравнительного музыкознания и других научных дисциплин, связанных с расшифровкой, изучением и публикацией фонографических записей. Созданию фонограмархивов способствовало широкое распространение с кон. 19 в. фонографич. записей в науч. целях, необходимость их централизации. Первоначально фонограмархивы предназначались для хранения записанных с помощью фонографа восковых фонографических валиков. С развитием новых видов звукозаписи фонограмархивы стали пополняться др. видами звукозаписей (магнитными лентами и граммофонными дисками).

Наиболее значит. зарубежные фонограмархивы: фонограмархив Австрийской академии наук (Phonogrammarchiv der osterreichischen Akademie der Wissenschaften), созданный в 1899 в Вене по инициативе З. Экснера.

Фонограмархив при Берлинском психологич. ин-те (Phonogrammarchiv am psychologischen Institut), созданный в 1900 по инициативе К. Штумпфа. В 1906–33 его руководителем был Э. фон Хорнбостель. Здесь собрана богатейшая коллекция записей муз. фольклора стран Азии, Африки и Лат. Америки. Собрание звукозаписей Прусской нац. библиотеки в Берлине (Lautabteilung der Preussischen Staatsbibliothek).

Фонотека Музея Парижского антропологич. об-ва (Musee phonetique de la Societe d Anthropologie, с 1911 — Musee de la Parole), в к-рой собраны записи, сделанные А. Гильманом.

Архивы народной и бытовой музыки (Archives of Folk and Primitive Music) при Исследовательском центре антропологии, фольклора и лингвистики (Ун-т штата Индиана, Блумингтон, Индиана, США). Осн. в 1921.

В СССР Фонограмархив народной музыки был учреждён в 1927 в Ленинграде. В его основу была положена коллекция фонографич. записей (528 валиков с записью 1700 песен), сделанных Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд (при участии филологов А. М. Астаховой и Н. П. Колпаковой) во время экспедиций на рус. Север (1926–30). В 1931 Ф. перешёл в систему АН СССР. В 1932 в нём были объединены все предшествующие коллекции с записью муз. фольклора, в т. ч. Музыкально-этнографической комиссии (коллекция Е. Э. Линевой — 432 валика с записью песен Новгородской, Вологодской, Нижегородской, Владимирской и Полтавской губ., фольклора народов Югославии), коллекция Музея рус. нар. песни им. M. E. Пятницкого (400 валиков), фонотека ГИМНа (100 валиков), фонотека б-ки АН СССР, а также ин-тов Востоковедения, Языкознания, Музея этнографии АН СССР, Ленингр. консерватории и др. С 1938 Ф. (Центральный этномузыковедческий АН СССР) — вспомогательный Отдел Ин-та рус. литературы АН СССР (Пушкинский дом, Ленинград). В его коллекции (занимающей одно из первых мест среди мировых фольклорных фонохранилищ) насчитывается ок. 70 тыс. записей (на 1979), в т. ч. фольклора более 100 народностей СССР и заруб. стран в записях с 1894 (наиболее значит. коллекция — русская).

По материалам Ф. были изданы: Песни Пинежья, кн. 2, Материалы Фонограмархива, собрали и разработали Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд, под общей ред. Е. В. Гиппиуса, М., 1937; Былины Севера, т. 1, Мезень и Печора. Записи, вступ. ст. и коммент. А. М. Астаховой, М.-Л., 1938; Народные песни Вологодской области. Сб. фонографических записей, под ред. Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд, Л., 1938; Белорусские народные песни, под ред. З. В. Эвальд, М.-Л., 1941; Русские народные песни, записанные в Ленингр. обл., под ред. А. М. Астаховой и Ф. А. Рубцова, Л.-М., 1950; Марийские народные песни, под ред. В. Коукаля, Л.-М., 1951; Песни Печоры, под ред. Н. П. Колпаковой, Ф. В. Соколова, Б. М. Добровольского, М.-Л., 1963; Песенный фольклор Мезени, под ред. Н. П. Колпаковой, Б. М. Добровольского, В. В. Коргузалова, В. В. Митрофанова, Л., 1967; Песни и сказки пушкинских мест. Фольклор Горьковской обл., под ред. В. И. Еремина, В. Н. Морохина, М. А. Лобанова, вып. 1, Л., 1979.

Литература: Пасхалов В., К вопросу о фонографической записи песен и о центральной песенной фонотеке, в кн.: Труды ГИМНа. Сб. работ Этнографической секции, вып. 1, М., 1926; Архив АН СССР, Сб., (т. 1), Л., 1933, с. 195–98; «Советская этнография», 1935, No 2, 3; Mинченко A., Центральный фоно-фото-киноархив СССР, «Архивное дело», 1935, No 3(36); Гиппиус Е. В., Фонограмм-архив Фольклорной секции Института антропологии, этнографии и археологии АН СССР, в сб.: Советский фольклору No 4–5, М.-Л., 1936; Магид С. Д., Список собраний фонограмм-архива Фольклорной секции Института археологии и этнографии АН СССР, там же; 50 лет Пушкинского дома, M.-Л., 1956 (гл. — Народное творчество); Katalog der Tonbandaufnahmen… des Phonogrammarchives der osterreichischen Akademie der Wissenschaft in Wien, W., 1960 (c предисл. Ф. Вилда об истории создания Ф. и списком изданий Венского Ф. за 1900–1960, NoNo 1–80).

А. Т. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Рефрен Теория музыки
Дармштадт музыкальный Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Чехословацкая музыка Национальные культуры
Сирийская музыка Национальные культуры
Тюйдук Национальные культуры
Largo, ларго Теория музыки
Ташкент музыкальный Национальные культуры
Интернационал Музыкальные жанры и формы
Контрабас Музыкальные инструменты
Молдавский балет Балет и танец

Реклама