Интернационал

«Интернационал» (франц. L'Internationale, от лат. inter — между и natio — нация, народ) — международный пролетарский гимн, партийный гимн Коммунистической партии Советского Союза и других коммунистических и рабочих партий.

Автор текста «Интернационала» — Э. Потье, французский поэт-песенник, социалист, член 1-го Интернационала. «Знаменитая песня „Интернационал“ написана им в июне 1871 года, на другой день, можно сказать, после кровавого майского поражения…» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 274), под впечатлением героической обороны Коммуны, за которую он сражался на баррикадах.

В окончат. авторской ред. «Интернационал» был издан впервые в последнем сб. стихов Э. Потье «Chants revolutionnaires» в Париже (1887). Первонач. авторская ред. опубл. в журн. «Вопросы истории КПСС» (1968, No 3).

«Интернационал»

Весной 1888 сборник Э. Потье был передан членом Франц. социалистич. партии Г. Делори участнику организованного незадолго до того хор. об-ва лилльских рабочих «Лира трудящихся» рабочему-мебельщику и композитору-любителю П. Дегейтеру, автору мн. рабочих песен. 23 июня 1888 лилльский хор рабочих впервые исполнил «Интернационал» в концерте, посвященном местному празднику продавцов газет. В том же году слова и музыка «Интернационала» были изданы в Лилле отдельной листовкой в 6000 экз. М. Больдодюком. Затем в 1889 «Интернационал» издаётся П. Лагранжем в Лилле. Фамилия Дегейтера печаталась во всех ранних франц. изд. «Интернационала» без упоминания его имени, что послужило поводом для утверждений, что автором музыки «Интернационала» был не он, а его брат Адольф, и многолетнего судебного процесса, закончившегося в пользу П. Дегейтера в 1922.

С нач. 1890-х гг. «Интернационал» быстро распространился среди рабочих промышленных округов Сев. Франции и Бельгии. Во время 1-го конгресса 2-го Интернационала в Париже делегаты, распевавшие «Интернационал», познакомили с ним иностр. делегатов. С этого времени «Интернационал» стал известен и за пределами Франции и Бельгии в качестве междунар. гимна революционной борьбы пролетариата. В 1894 франц. социалист А. Госелен был приговорён к тюремному заключению за издание «Интернационала» (поводом для репрессий послужила 5-я строфа «Интернационала», созвучная антимилитаристич. кампании, к-рая велась 1-м Интернационалом).

Первые переводы текста «Интернационала» появились в 1890-х гг. (на испан. яз. — в 1890; на мн. европ. яз. текст «Интернационала» был переведён после начала празднования 1 Мая и 1-го конгресса всех франц. социалистич. организаций в 1899). Начало всемирному распространению «Интернационала» и переводу его на яз. почти всех народов мира положила Великая Oктябрьская социалистическая революция. Музыка «Интернационала» получила вторую историч. жизнь в новой хор. редакции и слегка изменённой мелодии, сложившейся на рус. почве в первые годы Советской власти и в период междунар. конгрессов 3-го Интернационала.

Помимо П. Дегейтера, франц. текст «Интернационала» был положен на музыку др. композитором-любителем — франц. социалистом П. Форе; его мелодия «Интернационала», мало известная во Франции, была распространена в 1903–06 среди чеш. рабочих.

Первые сведения об «Интернационале» на рус. яз. и текст припева опубликованы в No 1 ленинской «Искры» (декабрь 1900). Общепринятый рус. текст «Интернационала» создан в 1902 одним из зачинателей рус. пролетарской поэзии сов. поэтом А. Я. Коцем и впервые напечатан (не полностью) в лондонско-женевском журн. «Жизнь» (1902, No 5). Из 6 строф подлинника взяты 1-я, 2-я и 6-я. Сохраняя дух оригинала, рус. текст, под воздействием ленинских идей, приобрёл самобытный характер, созвучный боевым задачам нового этапа рус. революц. движения.

В. И. Ленин и его соратники сыграли решающую роль в распространении «Интернационала» в России начиная с 1905–1907. Наряду с популяризацией текста «Интернационала» в нелегальных большевистских газетах и журн., сборниках революц. песен, открытках, «Интернационал» цитировался более чем в полумиллионе дооктябрьских листовок и прокламаций. В статье В. И. Ленина «Евгений Потье» охарактеризовано всемирно-историч. значение «Интернационала». Автор «Интернационала» назван «…одним из самых великих пропагандистов посредством песни» (там же). Начиная с 4-го съезда РСДРП (1906) «Интернационал» становится общепризнанным партийным гимном русской революц. социал-демократии.

В противовес «Марсельезе», которую буржуазное Временное правительство объявило гос. гимном, большевики в 1917 пропагандируют «Интернационал» как песенное знамя пролетарской революции. С пением «Интернационала» революц. массы штурмуют Зимний дворец. На открытии 3-го Всероссийского съезда Советов (10(23) января 1918) «Интернационал» исполняется как Гос. гимн Республики. После Великой Oкт. социалистич. революции слова «Интернационала» «Это будет последний и решительный бой» заменены словами: «Это есть наш последний…». Страной «Интернационала» назвал СССР П. Дегейтер, приезжавший в 1928 в Москву. В 1944, в связи с утверждением нового Гос. гимна Советского Союза, пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…сохранить гимн, „Интернационал“, как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 6, 1971, с. 105).

На основе рус. редакции гимна текст «Интернационала» переведён на все яз. народов СССР и на мн. языки зарубежных стран.

Впервые ноты «Интернационала» с русским текстом были изданы в болг. сб-ке «Червенъ народенъ календарь за 1905 г.» (София, 1904), а в России — мелодия «Интернационала» с рус. текстом публикуется впервые в нелегальных гектографиров. изданиях РСДРП («Песни», «Сборник революционных песен», М., 1905). В 1906 появляется первая рус. аранжировка «Интернационала» для голоса с фп., принадлежащая Д. А. Черномордикову (А. Д. Ч., «Первый сборник русских революционных песен», СПБ), а в 1907-обработка «Интернационала» для хора и фп. в сб. «Песни борцов» (вып. 1, СПБ, автор не установлен). В те же годы мелодия «Интернационала» была аранжирована Ю. Д. Энгелем, В. Н. Гартевельдом, в 1918 — А. Д. Кастальским и Д. С. Васильевым-Буглаем, в 1920 — В. И. Суком. В 1923 была утверждена единая редакция «Интернационала», выработанная гос. комиссией (Д. С. Васильев-Буглай, А. Ф. Гедике, Л. В. Шульгин и др.). В 1937 «Интернационал» обработан для симфонического оркестра Д. Д. Шостаковичем. Муз. темы «Интернационала» использованы в симф. и оперных произв. многих советских композиторов.

Литература: Ленин В. И., Евгений Потье. Полн. собр. соч., 5 изд, т. 22, с. 273–274; Зэваэс A., Интернационал и его авторы, «СМ», 1933, No 2; Потье 9., «Интернационал», М., 1939; Соxop A., «Интернационал» и его авторы, М., 1960; Дрейден Сим., «Интернационал», в сб.: Биографии песен, М., 1965, с. 14–52; его же, Песнь песней революции, в кн.: Музыка — революции, М., 1970, с. 7–207; Эжен Потье — создатель гимна «Интернационал», М., 1966; Гиппиус Е., Зверев Р., К истории текста гимна «Интернационал» и его переводов, «Вопросы истории КПСС», 1968, No 3, с. 103–107.

E. В. Гиппиус, С. Д. Дрейден
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Аккорд Теория музыки
Раунд Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Пианола Музыкальные инструменты
До (нота) Теория музыки
Нагара Музыкальные инструменты
Тритоновый лад Теория музыки
Узбекская музыка Национальные культуры
Фиоритура Опера, вокал, пение
Аполлон Термины и понятия
Реминисценция Термины и понятия
Зонг Музыкальные жанры и формы

Реклама