Опера Даниэля Обера «Фра-Дьяволо»

Композитор
Дата премьеры
28.01.1830
Жанр
Страна
Франция
Даниэль Обер (Daniel Auber)

«Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» (фр. Fra Diavolo, ou L'hôtellerie de Terracine) — комическая опера Д. Ф. Э. Обера в 3 действиях, либретто Э. Скриба.

Премьера: Париж, театр «Опера-комик», 28 января 1830 г.; в России — Петербург, Большой театр, 14 января 1831 г., с В. Самойловым в заглавной роли, затем — Москва, Большой театр, 5 июня 1831 г., с участием Н. Лаврова, П. Булахова, Н. Репиной.

С тех пор опера прочно вошла в репертуар русского театра. Среди ее отечественных исполнителей — Н. Фигнер, Л. Собинов, И. Сетов, Ф. Комиссаржевский, С. Лемешев.

Под именем Фра-Дьяволо (что значит «брат Дьявол») скрывался Микеле Пецца (1771—1806), ставленник неаполитанской королевы Каролины в ее борьбе с республиканцами и войсками Наполеона. Он был казнен французами.

Кровавые подвиги Фра-Дьяволо неоднократно служили темой для писателей — в частности, А. Дюма-отец изобразил его в романе «Сан-Феличе». Однако в опере разбойник, контрреволюционер, слуга королевы и католической церкви превращен в фигуру трагикомическую. Несомненно, Скриб использовал некоторые ситуации рассказа американского писателя В. Ирвинга «Гостиница в Террачине» (1826).

В опере Фра-Дьяволо — ловкий грабитель, легко меняющий имена и обличья (голова его оценена в десять тысяч пиастров). Под видом маркиза он поселяется в гостинице, где остановилась богатая английская супружеская чета. Фра-Дьяволо собирается ограбить их с помощью своих сообщников. Жандармскому офицеру Лоренцо, приревновавшему невесту Церлину к «маркизу», удается убить разбойника. Существует и другой вариант финала, правда не принадлежащий Оберу: Фра-Дьяволо в последнюю минуту спасается.

Достоинство музыки, напевной, яркой, брызжущей весельем, хороший сценарий, благодарные партии — все это обеспечило опере долгую сценическую жизнь. Заглавная партия принадлежит к числу наиболее удачных и выигрышных в мировой оперной литературе. Успех сочинения Обера вызвал появление пародийной оперетты Пуассона «Фра-Дьяволино», поставленной в Париже в 1858 г. В наше время следует отметить постановку оперы в Милане («Ла Скала») в 1991 г.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Фра-Дьяволо, тенор
• Лорд Кокбург, баритон
• Памела, меццо-сопрано
• Лоренцо, тенор
• Маттео, бас
• Церлина, сопрано
• Джакомо, бас
• Беппо, тенор
• Франческо, крестьянин, без слов

Первое действие

Жители итальянского городка Террачины обеспокоены похождениями неуловимой шайки разбойников под предводительством Фра-Дьяволо. В маленькой гостинице трактирщика Маттео расположился отряд солдат под командой командира Лоренцо, которому поручено изловить дерзких разбойников. Лоренцо любит Церлину, дочь хозяина гостиницы. Девушка отвечает ему взаимностью, но так как Лоренцо беден, отец решает выдать ее за богатого крестьянина Франческо. На завтра назначена свадьба, и Лоренцо, не желая быть свидетелем этого печального для него зрелища, ищет опасности и торопится с выступлением против разбойников. В гостиницу прибывают богатые путешественники-англичане, супруги Кокбург. Этой ночью на них напали разбойники и ограбили. Похищена шкатулка с бриллиантами леди Памелы. Лоренцо торжественно заявляет, что его солдаты сделают все для поимки грабителей. Лорд назначает денежную награду тому, кто вернет ему бриллианты. Отряд выступает в горы.

Приезжает новый гость — маркиз. Это переодетый Фра-Дьяволо. Пока хозяин принимает его, между лордом и леди Памелой происходит бурное объяснение: этот маркиз преследует их уже несколько дней, он явно влюблен в Памелу, лорд ревнует к нему свою жену. Маркиз действительно делает вид, что ухаживает за Памелой и даже выпрашивает у нее на память медальон. Он с двумя помощниками — Джакомо и Беппо подготавливает новое ограбление супругов, ночное «дело» удалось не полностью, лорд сумел сохранить при себе крупную сумму денег. Тем временем возвращаются солдаты и Лоренцо. Им посчастливилось напасть на разбойников, перебить и рассеять всю шайку. Правда, Фра-Дьяволо еще не пойман, но зато они нашли драгоценную шкатулку лорда. Все довольны, особенно Церлина и Лоренцо, который, получив от лорда в вознаграждение солидную сумму денег, может теперь рассчитывать на свадьбу со своей возлюбленной. Фра-Дьяволо в бешенстве от понесенных потерь. Он обдумывает планы мести.

Второе действие

Поздний вечер. Обитатели гостиницы готовятся ко сну. Лоренцо с солдатами вновь ушел на поиски Фра-Дьяволо. Отец Церлины — Маттео отправился ночевать к будущему зятю — Франческо. Фра-Дьяволо и его сообщники притаились около спальни Церлины и наблюдают за тем, как девушка вновь пересчитывает полученные Лоренцо деньги и, наконец, засыпает. Безжалостные разбойники готовы убить Церлину и пройти в комнату к лорду, но им мешает неожиданно раздающийся сильный стук в ворота. Это опять Лоренцо со своими солдатами. Разбойники поспешно прячутся в соседней комнате. Лоренцо объявляет проснувшимся от шума Церлине, Памеле и лорду, что привел с собой крестьянина, знающего в лицо Фра-Дьяволо и уверяющего, что разбойник где-то совсем поблизости. Случайный шум выдает присутствие за стеной маркиза. Вынужденный предстать перед Лоренцо и лордом, он объясняет свое поведение тем. что у него здесь назначено свидание. С кем? Лорду он называет Памелу, Лоренцо— Церлину. Оба взбешены и вызывают маркиза на дуэль. Он принимает вызов, надеясь заманить обоих в ловушку.

Третье действие

Вблизи гостиницы, в условленное место — дупло дерева — опускает Фра-Дьяволо письменную инструкцию для своих сообщников. Появляется мрачный Лоренцо. Он отказывается от объяснений с Церлиной, которая тшетно пытается узнать причину его гнева. Лоренцо собирается пойти к месту дуэли. Беппо и Джакомо едва сдерживают свое ликование. Неосторожность, ими допущенная, вызывает подозрения у Церлины, которая требует, чтобы Лоренцо выяснил, откуда оба молодца знают, что она напевала в своей спальне. Бандитов задерживают и при обыске находят записку Фра-Дьяволо. Ловушка, которую подготовил Фра-Дьяволо, обратилась против него самого. Придя на место дуэли, он увидел себя окруженным солдатами. Опера кончается примирением влюбленных и общим ликованием.

реклама

вам может быть интересно

Бах. Органная прелюдия и фуга ля минор Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама