Мирелла Френи

Дата рождения
27.02.1935
Дата смерти
09.02.2020
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Италия
Мирелла Френи / Mirella Freni

Мирелла Френи (итал. Mirella Freni, настоящая фамилия Fregni; 27 февраля 1935 — 9 февраля 2020) — итальянская оперная певица (сопрано).

Мирелла Френи — итальянская певица, которую уже при жизни восхищенно именовали «легендой оперной сцены». На протяжении всей ее полувековой сценической карьеры ее сопровождала горячая любовь публики.

Родина певицы — город Модена. От рождения она именовалась Миреллой Френьи — распространенная в тех краях фамилия, но труднопроизносимая для иностранцев, поэтому впоследствии артистка слегка изменила ее. Мать Миреллы работала секретаршей на табачной мануфактуре. На той же фабрике трудилась мать Лучано Паваротти — кстати, эти оперные звезды были не просто земляками и ровесниками, но и молочными братом и сестрой — у них была общая кормилица, и они с детства были знакомы. Впрочем, в жизни Миреллы было еще одно многозначительное совпадение: роды у ее матери начались в оперном театре, когда она смотрела оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга» — можно сказать, что оперное будущее было предсказано Френи уже при рождении.

Дядя по материнской линии был страстным любителем оперы, и племянницу он пристрастил к этому искусству с помощью грампластинок, что впоследствии способствовало проявлению таланта. Дебют Миреллы Френи состоялся очень рано — в девятилетнем возрасте она одержала победу на вокальном конкурсе: девочка, никогда не обучавшаяся пению, исполнила… арию Чио-чио-сан. После этого мать привела Миреллу на консультацию к самому Беньямино Джильи. Прославленный певец одобрил вокальные данные девочки, но посоветовал пока не учить ее пению — чтобы не испортить голос, это лучше начинать с шестнадцати лет, когда пройдут все возрастные изменения.

И вот в шестнадцатилетнем возрасте Мирелла начала учиться. Первые уроки дал ей дядя, затем она занималась под руководством Луиджи Бертаццони — певца-баритона, и наконец наставником ее стал Этторе Кампогальяни — тот самый, у которого училась Рената Тебальди (и вновь их пути с Лучано Паваротти пересеклись — он обучался у этого же педагога).

На оперной сцене Мирелла Френи впервые выступила в двадцатилетнем возрасте. Это произошло в ее родном городе. Примечательно, что ее «рождение» в качестве оперной певицы тоже было связано с творчеством Бизе — она исполнила партию Микаэлы в «Кармен». На всю жизнь запомнила певица корзину желтых роз, преподнесенную ей в тот вечер. В честь своей первой роли она назвала Микаэлой дочь, родившуюся вскоре после успешного дебюта — но материнство заставило отказаться от продолжения сценической карьеры на годы.

Певица вернулась на сцену в 1956 году. На этот раз она выступила в опере Арриго Бойто «Мефистофель», исполнив роль Елены. В следующем году она одержала победу на Международном конкурсе Виотти. В дальнейшие годы в репертуаре одна за другой появлялись новые партии: Антония в «Сказках Гофмана», Маргарита в «Фаусте». Творческая деятельность Френи распространилась за пределы родной страны. На Глайндборнском фестивале она с успехом пела Сюзанну в «Свадьбе Фигаро», Адину в «Любовном напитке», а также Церлину в «Дон-Жуане».

Важное событие в карьере Френи произошло в 1963 году — она впервые выступила в «Ла Скала». Ее первой ролью на сцене этого прославленного театра стала Мими. Спектакль этот поставил Франко Дзефирелли, а дирижировал Герберт фон Караян. Этот дирижер всегда очень придирчиво отбирал исполнителей, требуя не только идеального вокала, но и соответствия внешних данных образу персонажа. При встрече с Френи он потребовал, чтобы она спела свою партию из четвертого акта и, выслушав, решил, что она подходит для этой роли. Так началось плодотворное сотрудничество певицы и дирижера, продлившееся более полутора десятилетий.

В «Ла Скала» Френи пела много лет, принимала участие в зарубежных гастролях театра — в том числе и в Москве. Но выступала она и в других театрах, в том числе и в родном городе. Именно в Модене состоялось ее первое совместное выступление с другом детства — Лучано Паваротти: в 1965 году они вместе пели в «Травиате». Правда, партия Виолетты оказалась не самой удачной для Френи, и со временем певица отказалась от ее исполнения. Зато она блистала в других ролях — например, в партии Мими, которую она в том же году исполнила в «Метрополитен-опера» — то было ее первое выступление в нью-йоркском театре. Паваротти впервые выступил там три года спустя — тоже в опере «Богема», и его партнершей была Френи.

В последующие годы в репертуаре певицы появились новые партии: Мария в «Дочери полка» Гаэтано Доницетти, заглавная роль в «Манон» Жюля Массне, Джульетта в «Ромео и Джульетте» Шарля Гуно. Но репертуар Френи не ограничивался оперой XIX столетия: она пела и в «Гризельде» Алессандро Скарлатти, и в «Доброй дочке» Никколо Пиччини. Исполняла она и такие партии, которые обычно поют драматические сопрано, а не лирические, к которым принадлежала Френи — например, Елизавета в «Доне-Карлосе» или Амелия в опере «Симон Бокканегра». Были в ее репертуаре и партии в русских операх — Лиза в «Пиковой даме», Татьяна в «Евгении Онегине». Френи признавалась, что петь их на языке оригинала поначалу было нелегко, но она прекрасно с этим справилась.

На протяжении всей жизни Френи не теряла связи с родным городом — случалось, что она отказывалась от заманчивых предложений, чтобы выступить на каком-нибудь празднике в Модене, а в 2002 году совместно с Николаем Гяуровым — своим вторым супругом — основала там Академию бельканто.

Мирелла Френи ушла из жизни в 2020 году.


Дебютировала в 1955 году (Модена, партия Микаэлы). С 1959 года пела на ведущих сценах мира. В 1960 исполнила на Глайнборнском фестивале партию Церлины в «Дон Жуане», в 1962 партию Сюзанны. С 1961 регулярно пела в Ковент Гардене (Церлина, Наннетта в «Фальстафе», Виолетта, Маргарита и другие), в 1962 исполнила партию Лиу в Риме.

С огромным успехом дебютировала в Ла Скала (1963, партия Мими, под управлением Караяна), став ведущей солисткой театра. С труппой театра гастролировала в Москве; 1974, партия Амелии в опере «Симон Бокканегра» Верди. С 1965 поёт в Метрополитен Опера (дебютировала в партии Мими). В 1973 исполнила партию Сюзанны в Версале.

Среди лучших партий также Елизавета в опере «Дон Карлос» (1975, Зальцбургский фестиваль; 1977, Ла Скала; 1983, Метрополитен Опера), Чио-Чио-сан, Дездемона. В 1990 пела партию Лизы в Ла Скала, в 1991 партию Татьяны в Турине. В 1993 Френи исполнила заглавную партию в «Федоре» Джордано (Ла Скала), в 1994 заглавную партию в «Адриане Лекуврёр» в Париже. В 1996 выступила на столетнем юбилее «Богемы» в Турине.

Снялась в фильмах-операх «Богема», «Мадам Баттерфляй», «Травиата». Френи — одна из лучших певиц второй половины XX века. Записала с Караяном партии Мими (Decca), Чи-Чио-сан (Decca), Елизаветы (EMI). Среди других записей Маргарита в «Мефистофеле» Бойто (дирижёр Фабритиис, Decca), Лиза (дирижёр Озава, RCA Victor).

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Ролан Пети Балетмейстеры
Генрих Шютц Композиторы

Публикации

Главы из книг

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама