
Гаваццени (Гавадзени), Джанандреа (итал. Gianandrea Gavazzeni; 25 VII 1909, Бергамо — 5 II 1996, там же) — итальянский дирижёр, композитор и музыкальный писатель.
В 1921–24 учился в консерватории «Санта-Чечилия» в Риме. Окончил Миланскую консерваторию как пианист у Р. Лоренцони (1929) и композитор у И. Пиццетти (1931). В 1932–40 вёл преимущественно музыкально-критическую и композиторскую, с начала 40-х гг. главным образом дирижёрскую деятельность. Работал в театре «Комунале» (Болонья). С 1948 дирижёр (в 1965–1968 художественный директор) театра «Ла Скала». Гастролировал с этим коллективом во многих странах, в т. ч. в 1964 в Москве, где дирижировал операми «Турандот» Пуччини и «Трубадур».
Принадлежит к числу лучших интерпретаторов опер современных итальянских композиторов. Знаток русской музыки, Гаваццени осуществил постановки опер «Каменный гость» Даргомыжского, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского.
Автор оперы «Паоло и Вирджиния» (1935), балетов, оркестровых и хоровых произведений, романсов, а также ряда работ по проблемам музыкальной эстетики и исполнительства, монографий, в т. ч. о М. П. Мусоргском и русской музыке («Mussorgskij е la musica russa dell’800», 1943).
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
В конце 1966 года Джанандреа Гавадзени стал художественным руководителем театра «Ла Скала». Это назначение достойно увенчало карьеру замечательного дирижера, композитора, музыкального писателя, на протяжении многих предшествующих лет вносившего немалый вклад в процветание первого театра Италии.
Гавадзени родился в Бергамо. Музыкальную подготовку он получил в Римской консерватории, где учился в 1921—1924 годах, и в Миланской, которую окончил в 1931 году как пианист и композитор. До начала сороковых годов Гавадзени занимался преимущественно композицией и как дирижер выступал лишь с исполнением собственных сочинений. Его перу принадлежат опера «Поль и Виржиния», ряд оркестровых сочинений, романсы. Начиная с 1940 года дирижерская деятельность музыканта выступает на первый план, хотя он продолжает сочинять музыку и писать критические статьи, исследования и литературные работы на музыкальные темы, среди которых была книга «Мусоргский и русская музыка XIX века».
В последующие годы Гавадзени завоевал славу одного из лучших оперных дирижеров современной Италии. В первые послевоенные сезоны он начал регулярно выступать в театре «Ла Скала», постоянным дирижером которого стал в 1943 году; неоднократно гастролировал в театрах Италии, а также Австрии, ФРГ, Англии, Швейцарии, Испании, США и других стран. В 1964 году Гавадзени с труппой «Ла Скала» побывал в СССР, дирижируя «Трубадуром» Верди; блестящий артистизм и мастерство дирижера были высоко оценены советской критикой.
Основу репертуара Гавадзени составляют итальянские оперы всех времен и стилей. Особенно удаются ему произведения Россини, Доницетти, раннего Верди, а также современные оперы Пиццетти, Малипьеро и других. Вместе с тем под его управлением неоднократно шли и произведения иностранных авторов. Гавадзени считается едва ли не лучшим в Италии исполнителем и знатоком русской музыки; среди его достижений — постановки «Каменного гостя» Даргомыжского и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
Основу репертуара Гавадзени составляют итальянские оперы всех времен и стилей. Особенно удаются ему произведения Россини, Доницетти, раннего Верди, а также современные оперы Пиццетти, Малипьеро и других. Вместе с тем под его управлением неоднократно шли и произведения иностранных авторов. Гавадзени считается едва ли не лучшим в Италии исполнителем и знатоком русской музыки; среди его достижений — постановки «Каменного гостя» Даргомыжского и «Сорочинской ярмарки» Мусоргского.
Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.