Хор

от греч. xoros — хороводная пляска с пением; лат. chorus, итал. coro, нем. Chor, франц. choeur, англ. choir, chorus

\1) Культовый групповой танец с пением (иногда хоровод), часто в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Др. Греции, а также в Др. Иудее.

\2) В античном т-ре обязательный коллективный участник трагедий и комедий, олицетворявший собой голос народа и нередко выступавший как самостоят. действующее лицо.

\3) Коллектив певцов, к-рые совместно исполняют какое-либо вок. произв. с инстр. сопровождением или без него (хор a cappella). X. прошёл длительный путь историч. развития и выполнял разл. функции. Эволюционировали его состав, принципы деления на голоса, менялось число исполнителей (см. Хоровая музыка). В раннем средневековье (ок. 4 в.), когда из церк. общины выделился проф. X. (клирос), он был ещё недифференцированным. В 10-13 вв. начинается первичная дифференциация голосов по регистрам. Позднее (вероятно, с 14-15 вв.) с развитием многоголосия устанавливается понятие хор. партии, каждая из к-рых могла исполняться унисонно или разделяться на неск. голосов (т. н. divisi). В этот период разделение на голоса определялось их функцией в муз. ткани. Главным мелодич. голосом был тенор; остальные голоса - мотет, триплюм, квадруплюм - выполняли вспомогат. роль. Количество хор. партий и величина хора во многом зависели от муз. стиля каждой эпохи. Для 14-15 вв. характерны 3-4-гол. хоры, в эпоху Возрождения число голосов увеличивается до 6-8 и более, тогда же появились двойные и тройные составы X. Возникновение системы функционального гармонич. мышления привело к разделению хора на 4 осн. партии: дисканты (или сопрано), альты, тенора, басы (такое разделение хора остаётся преобладающим и ныне).

С появлением оперы X. становится её неотъемлемым элементом и постепенно приобретает в нек-рых типах оперы большое драматургич. значение. Кроме церк. и оперных хоров, в муз. культуре Зап. Европы видное место занимали светские хор. капеллы. Утверждение самостоятельности X. в значит. степени связано с развитием жанра оратории, а также специфических хор. конц. жанров (напр., хор. кантаты). В истории рус. музыки X. сыграл особо важную роль, т. к. в рус. муз. фольклоре хор. пение главенствовало, а проф. рус. музыка вплоть до 18 в. развивалась гл. обр. в хор. русле (см. Русская музыка, Церковная музыка); богатые традиции хор. культуры сохранились и в последующие периоды.

Совр. хороведение различает X. по составу голосов - однородные (женские, мужские, детские), смешанные (состоящие из разнородных голосов), неполные смешанные (при отсутствии одной из 4 осн. партий), а также по количеству участников. Минимальное число хористов - 12 (камерный хор), по 3 чсл. в хор. партии, максимальное - до 100-120 чсл. (сводные хоры до 1000 человек и более выступают в республиках Сов. Прибалтики на Праздниках песни).

\4) Муз. произв., предназначенное для хор. коллектива. Может быть самостоятельным или входить в качестве составного элемента в более крупное сочинение.

\5) В зап.-европ. оперной музыке 17-18 вв. обозначение заключит. разделов "дуэтов согласия" и трио.

\6) Группа струн одного муз. инструмента (лютня, фп.), настроенных в унисон для усиления или тембрового обогащения звука. В органе группа труб микстуры, управляемых одной клавишей.

\7) В оркестре - звучание группы однородных инструментов (хор виолончелей и т. п.).

\8) Спец. место для певчих в храмах византийской, романской и готич. архитектуры; в рус. церквах - "хоры".

Литература: Чесноков П., Хор и управление им, М.-Л., 1940, 1961; Дмитревский Г., Хороведение и управление хором, М.-Л., 1948, 1957; Егоров A., Теория и практика работы с хором, Л.-М., 1951; Соколов В., Работа с хором, М., 1959, 1964; Краснощёков В., Вопросы хороведения. М., 1969; Левандо П., Проблемы хороведения, Л., 1974. См. также лит. при ст. Хоровая музыка.

Е. И. Коляда

реклама

вам может быть интересно

Древнеегипетская музыка Национальные культуры
Чилийская музыка Национальные культуры

Главы из книг

Коллективы

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Полная каденция Термины и понятия
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Чардаш Музыкальные жанры
Строгий стиль Термины и понятия
Проходящий звук Термины и понятия
Лейтмотив Термины и понятия
Frappe, фраппе Балет и танец
Музыкальные инструменты Термины и понятия
Роговой оркестр Музыкальные инструменты

Реклама