
Опера Мусоргского «Хованщина» по масштабу и глубине замысла достойна встать в один ряд с романами Толстого и Достоевского. Нелегкой оказалась судьба этой лебединой песни композитора, которой он отдал восемь лет жизни, но так и не успел ее завершить.
В основу либретто, над которым с увлечением работал сам композитор, легли события одного из переломных моментов развития русского государства в конце XVII века. В 1872 году В. В. Стасов предлагает Мусоргскому написать произведение на сюжет из эпохи царствования Софьи и стрелецких бунтов. Эта мысль нашла живой отклик в душе музыканта. Уже очень скоро он сообщает Стасову, что «сделал тетрадку и назвал ее „Хованщина“, народная музыкальная драма — материалы». Он изучает исторические источники, тетрадка пополняется все новыми заметками и постепенно вырисовываются драматургические контуры будущего сочинения.
Именно в ту пору Мусоргский писал: «Тончайшие черты природы и человеческих масс, назойливое ковырянье в этих малоизвестных странах и завоевание их — вот настоящее призвание художника. „К новым берегам“! бесстрашно сквозь бурю, мели и подводные камни, „к новым берегам“! Человек-животное общественное и не может быть иным; в человеческих массах, как и в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые; подмечать и изучать их в чтении, наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали. Вот задача-то! Восторг и присно восторг! В нашей „Хованщине“ попытаемся».
Таков был девиз Мусоргского, которым он руководствовался при создании оперы, сыгравшей, наряду с «Борисом Годуновым», революционную роль в развитии не только русского, но и мирового музыкального театра.
Линия борьбы старого и нового, составляющая идейный стержень «Хованщины», проходит через самое сердце народа. Все зависит от мнения народного, которое определяет суть исторических событий — такова точка зрения композитора. Именно народ является для него главным действующим лицом и в истории, и в жизни, а значит, и в искусстве. Из этой важнейшей предпосылки и рождается жанр народной музыкальной драмы. Вот почему говорить о «Хованщине» — это значит прежде всего говорить о дерзновенном идейном новаторстве великого музыканта. Смелая реформа, которую он произвел в оперном искусстве, опиралась в основе своей на новое претворение образа народа в его бессмертных музыкальных драмах.
Но важно заметить, что Мусоргский подходил к истории не как бесстрастный летописец — он стремился, по его собственным словам, «представить прошлое в настоящем». Ведь недаром обратился он к изображению борьбы старой Руси с новой, молодой Россией, которая мужала с гением Петра. И во времена создания оперы зарождались могучие демократические силы, которые были провозвестником светлого будущего. Так устанавливалась неразрывная связь движений народных, так историческое полотно обретало современное, даже актуальное звучание.
Новое содержание определило и новизну выразительных средств, к которым смело обратился Мусоргский. Правда человеческого говора, народное искусство в его родниковой чистоте, наконец, совершенно особая трактовка хоровой массы — вот что составляет неповторимую специфику музыкального языка «Хованщины».
Мусоргский резко изменил самый подход к изображению народа в опере. Не обычный обезличенный оперный хор, составляющий фон для драмы или вкрапленный в действие для внесения красочного разнообразия, но живой народ как активный участник происходящих событий, как коллективный герой предстает перед нами в «Хованщине». Его печали и радости, его страсти и надежды, определяющие ход истории, составляют основной пафос оперного повествования.
Многоликой выступает народная масса в «Хованщине». И это одна из самых примечательных и необычных для того времени особенностей оперной драматургии. Тут и стрельцы, и пришлые люди, и раскольники, и петровцы, и холопы Хованского. Все преобразилось, если исходить из привычных оперных канонов. Вот на этом народном фоне, который становится определяющим, и развертываются судьбы главных действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения.
Сценическая судьба этого гениального создания необычна. Как уже говорилось, свою работу Мусоргский не довел до конца. Его друг и соратник по «Могучей кучке» Римский-Корсаков завершил и оркестровал оперу. Оркестровка эта была по-своему блестящей — ее автор был в этом отношении первоклассным мастером. Именно в редакции Римского-Корсакова «Хованщина» и прозвучала впервые на частной петербургской сцене в 1886 году. Однако многие специалисты, и не без оснований, утверждали, что Римский-Корсаков слишком вольно обошелся с первоисточником и во многом отошел от музыкально-драматургических концепций Мусоргского.
Сегодня мы чаще всего слышим «Хованщину» в новом инструментальном обличий, созданном рукой Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. «Моя роль была очень скромной, — говорил замечательный советский композитор. — Исследователь творчества Мусоргского Павел Ламм выполнил истинно героическую работу, собрав все рукописи и наброски Мусоргского и опубликовав их. Я воспользовался этим изданием (клавиром) Ламма и заново оркестровал оперу, отказавшись от авторской инструментовки. Ведь Мусоргский, при своем необычайном мелодическом даре и новаторском чувстве гармонии, слабее владел ресурсами и колористическими возможностями симфонического оркестра. Там, где нужна была яркость, плотность звучания, в его инструментовке ощущается бедность, пустота. Но я абсолютно точно придерживался особенностей авторского голосоведения, гармонии. На мой взгляд, „Хованщина“ — это лучшая, гениальнейшая из русских опер».
В наше время создания Мусоргского составляют значительнейшую страницу мирового оперного репертуара. Путь, открытый гениальным русским музыкантом сто лет назад, оказался на редкость плодотворным, по нему шли и идут многие талантливые композиторы XX века.
Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1986 г.
Иллюстрация: В. Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881 г.