Искусство
Философы определяют искусство как одну из форм общественного сознания и человеческой деятельности, представляющую собой отражение действительности и способ ее познания, освоения. Подумав, вы, вероятно, согласитесь с этим, хотя какие-то сомнения у вас останутся. Но сомнение — признак мыслительного процесса и право каждой личности.
Однако замечу, что это определение безгранично, потому что безгранична действительность. Ведь под ней подразумевается все, не только окружающий осязаемый мир, но и мир идей, чувств, представлений, верований, снов и фантастических мечтаний.
Так ли осязательно искусство для жизни? Не есть ли это выдумка бездельников и богачей, не знающих, куда девать время и деньги?
Ответ на это дает история. Нет ни одного народа, независимо от степени его развития и цивилизованности, в жизнь которого искусство не вошло бы как неотъемлемая реальность. Более того, возникновение, развитие и существование искусства разных народов обладает удивительным сходством, что свидетельствует о его общечеловеческих законах. А они заключаются в следующем.
Нет ни одного народа, в жизни которого не было бы обрядов. И нет ни одного обряда, в котором не участвовало бы искусство. Так возникло ритуальное, культовое искусство, известное нам теперь больше как церковное, духовное.
Но совершенно независимо от обрядовости человек обладает потребностью украшать свой быт, себя, свою жизнь. В самой природе человека заключено чувство красоты. Поэтому он чувствует радость, соприкасаясь с красотой, равно как страдает, видя уродство. Человек ощущает красоту всеми органами чувств. Поэтому так развиты его воображение, фантазия в созидании красоты и гармонии.
Вся жизнь человека, как и всего живого, состоит из противоречий и контрастов: рождение и смерть, добро и зло, радость и горе, любовь и вражда, свет и тьма. Стремления человека всегда сводятся к продлению и укреплению того, что составляет лучшие стороны жизни. Для этого возникали религии, наука, искусство. Искусство в окружающей человека действительности — это постоянная радость, утешение, поддержка. Вот почему так велика бывает потребность в искусстве, когда случается беда. Искусство тогда способно целить людей, придавать им силы.
Как создается искусство? Это великая тайна природы. Не случайно древние греки считали это делом божественным. Не случайно создателя произведений искусства называют творцом, как и Всевышнего. Не случайно и то, что гений — а творят искусство гении — у древних означал добрый дух, покровитель людей, а начиная с века Просвещения этим словом назван человек, художник в широком смысле этого слова. Назвав творца гением, люди подчеркнули доброе, созидательное начало искусства как такового.
Музыкальное искусство развивалось из нескольких источников. Самые ранние обрядовые песни рождались из интонаций речи, из возгласов, из плачей. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочетании с характерными для данного народа песенными интонациями.
Древнейшее профессиональное музыкальное творчество, опираясь на народное, включало и более сложные формы, которые создавались в расчете на определенное воздействие тех или иных ладов, тембров, ритмов на людей.
Развитие музыкального искусства в Европе в течение второго тысячелетия шло как сближение духовного и светского, профессионального и народного. Именно на этом синтезе возникло богатейшее искусство музыкальной классики. Музыка как искусство не только не исчерпала себя, но научилась отражать современную действительность во всей ее неисчерпаемости. Интересно, что накопленное человечеством искусство для людей XXI века воспринимается как часть действительности. Вот почему в музыкальном, да и в других видах искусства так много перекличек, цитат, подражаний созданному ранее. Идет живой диалог современного искусства с тем, которое уже превратилось в общечеловеческую ценность.
М. Г. Рыцарева