Арвид Кришевич Янсонс

Дата рождения
23.10.1914
Дата смерти
21.11.1984
Профессия
Страна
СССР
Арвид Кришевич Янсонс

Янсонс Арвид Кришевич (р. 10 (23) X 1914, Лиепая — 21 XI 1984, Манчестер) — советский дирижёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).

В 1944 окончил Латвийскую консерваторию по классу скрипки у Р. Микельсона. С 1931 скрипач оркестра Лиепайской оперы и филармонии. В 1940 дебютировал как дирижёр в Лиепайской опере, где под его управлением была исполнена оперетта Ф. Раймонда «Голубая маска». В 1944–1952 дирижёр Латвийского театра оперы и балета. Среди наиболее значительных работ этого периода: оперы «Тоска» (1945), «Пиковая дама», «Риголетто» (обе — 1946), «Отелло» (1951), балеты «Дон Кихот» (1945), «Лайма» А. Ленина (1947), «Спящая красавица» (1948). Принимал участие в постановке балета «Сакта свободы» А. Скулте (1950; Сталинская премия, 1951). 2-я премия на Всесоюзном смотре-конкурсе дирижёров (1946). В 1947–52 дирижёр симфонического оркестра Латвийского радио.

В 1952 переехал в Ленинград, где в течение года был ассистентом Е. А. Мравинского. Позднее 2-й дирижёр академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Под управлением Янсонса впервые прозвучали многие произведения ленинградских композиторов — симфония No 3 и концерт для скрипки с оркестром Б. А. Арапова, соната для фортепиано и струнного оркестра В. Н. Салманова (посвящена Янсонсу), цикл «Песни вольницы» С. М. Слонимского для сопрано и баритона с оркестром, «Поэма памяти погибших в годы блокады Ленинграда» и «Драматическая поэма» Петрова для органа, струнных, 4 труб, 2 фортепиано и ударных, оратория «Ленинградская поэма» Г. Г. Белова и др.

Исполнение Янсонса характеризуют эмоциональная теплота, темпераментность, артистичность. Дирижёру свойственны глубокое проникновение в авторский замысел, убедительное раскрытие музыкальной драматургии. Неоднократно выезжал на гастроли в страны Европы, в Австралию и Японию. Почётный дирижёр Токийского симфонического оркестра (1958). В 1965–75 руководил Международными курсами дирижёрского мастерства в Веймаре. С 1972 ведёт класс оперно-симфонического дирижирования в Ленинградской консерватории.

Литература: Вайнкоп Ю., Рассказ об оркестре, «СМ», 1963, No 11; Muske v. , Dirigents A. Jansons, в сб.: Latviesu muzika, 5, Riga, 1966.

В. Ю. Мушке
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


О симфоническом оркестре Ленинградской филармонии, младшем собрате заслуженного коллектива республики, В. Соловьев-Седой как-то писал: «Нам, советским композиторам, этот оркестр особенно дорог. Быть может, ни один симфонический коллектив в стране не уделяет столько внимания советской музыке, сколько так называемый «второй» оркестр филармонии. В его репертуаре многие десятки произведений советских композиторов. Особая дружба связывает этот оркестр с ленинградскими композиторами. Большая часть их сочинений исполнена именно этим оркестром». Высокая оценка! И коллектив заслужил ее во многом благодаря неутомимой работе дирижера Арвида Янсонса.

Лишь в начале пятидесятых годов Янсонс приехал в Ленинград. А до тех пор его творческая жизнь была связана с Латвией. Он родился в Лиепае и здесь же начал свое музыкальное образование, обучаясь игре на скрипке. Его и тогда привлекало дирижирование, однако в маленьком городке не было нужных специалистов, и молодой музыкант самостоятельно изучал технику управления оркестром, инструментовку, теорию. К тому времени он смог на практике знакомиться с мастерством гастролирующих дирижеров, играя в оркестре оперного театра под управлением Л. Блеха, Э. Клейбера, Г. Абендрота. А в сезоне 1939—1940 годов молодой музыкант и сам впервые встал за пульт. Однако систематическая дирижерская работа началась лишь в 1944 году, после того как Янсонс совершенствовался по скрипке в Рижской консерватории.

В 1946 году Ягасонс завоевал вторую премию на Всесоюзном смотре дирижеров и начал широкую концертную деятельность. Именно симфоническое дирижирование оказалось его настоящим призванием. В 1952 году он стал дирижером Ленинградской филармонии, а с 1962 года возглавляет ее второй оркестр. Артист постоянно выступает и с заслуженным коллективом республики, а также с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами. Он часто представляет наше искусство за рубежом; особенно полюбили Янсонса слушатели Японии, где он выступал неоднократно.

Янсонса по справедливости называют пропагандистом советской музыки. Множество новинок впервые прозвучало под его управлением — произведения А. Петрова, Г. Уствольской, М. Зариня, Б. Клюзнера, Б. Арапова, А. Чернова, С. Слонимского и других. Но естественно, этим не исчерпывается широкий репертуар артиста. Хотя он одинаково часто обращается к музыке самых разнообразных направлений, ближе всего его импульсивной натуре произведения романтического плана. «Если прибегать к аналогиям, — пишет музыковед В. Богданов-Березовский,— я бы сказал, что «дирижерский голос» Янсонса — это тенор. И притом лирического, но мужественного тембра и поэтичной, но волевой фразировки. Ему больше всего удаются пьесы большого эмоционального накала и поэтичные, созерцательные зарисовки».

Григорьев Л. Г., Платек Я. М.
Источник: Современные дирижеры, 1969 г.

реклама

вам может быть интересно

Сесиль Уссе Пианисты
Майкл Балф Композиторы

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама