Антонин Рейха

Дата рождения
26.02.1770
Дата смерти
28.05.1836
Профессия
Страна
Чехия
Антонин Рейха

Рейха (Reiche, Rejcha) Антонин (Антон Йозеф) (26 II 1770, Прага — 28 V 1836, Париж) — чешский композитор, музыкальный теоретик и педагог. Член Института Франции (1835).

Воспитывался в Валленштейне у дяди — капельмейстера, виолончелиста и композитора Йосефа Рейхи. В 1790 флейтист капеллы курфюрста Максимилиана Кёльнского в Бонне, где сблизился с молодым Л. Бетховеном (в 1789 оба посещали университет, изучали философию И. Канта), познакомился с инструментальными произведениями мастеров мангеймской и венской школ, французской оперой, начал сочинять музыку (в 1787 написал 1-ю симфонию). В 1794–99 преподавал игру на фортепиано в Гамбурге. Увлекался сочинениями Ж. Ж. Руссо, написал оперу «Убальд, или Французы в Египте».

В 1799 переехал в Париж. Здесь с успехом были исполнены его 2 симфонии. 12 фуг для фортепиано Рейха посвятил инспекторам Парижской консерватории — «гражданам» Э. Мегюлю, Л. Керубини, Ф. Госсеку, Ж. Ф. Лосюэру, Ж. П. Мартини. В 1802–08 жил в Вене, совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери, встречался с Бетховеном, много сочинял. В 1808 снова в Париже, где были поставлены его комические оперы «Калиостро» (1810), «Наталья» (1816), «Сафо» (1822).

С 1818 профессор Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников — А. Адан, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, С. Франк (у него также занимался Ф. Лист).

По направлению творчества Рейха близок венским классикам. Основное значение имеют его произведения для духовых инструментов (особенно квинтеты). Интерес представляют инструктивные сочинения Рейхи (например, «Искусство варьирования, или 57 вариаций» — «L’art de varier ou 57 variations» для фортепиано).

Автор многочисленных теоретико-педагогических трудов по вопросам мелодии, гармонии, композиции. Они отличаются систематичностью, по своему направлению близки школе Парижской консерватории.

Сочинения:

оперы — Арджена, королева Гренады (Argene regina di Granata, 1805, Вена). Калиостро (1810, Париж), Наталья, или Русская семья (1816, Natalie, ou La famille russe, там же), Сафо (1822, там же) и др.; для оркестра — 4 симфонии (1808–11), 6 увертюр (1823–25) и др.; многочисленные камерно-инструментальные ансамбли; для фортепиано — сонаты, фуги, вариации; для скрипки — 12 сонат и др.

Литературные сочинения: Etudes ou theories pour le pianoforte…, P., 1800; Traite de melodie, abstraction faite de ses rapports avec l’harmonie, P., 1814, 1911; Cours de composition musicale, ou traite complet et raisonne d’harmonie pratique, P., (1818); Traite de haute composition musicale, v. 1–2, P., 1924–26; L’art du compositeur dramatique, ou cours complet de composition vocale. P., 1833; Zapisky о A. Reichovi, Brno, 1970 (с автобиографией и списком соч.).

Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 104–06; Bucken E., A. Reicha, sein Leben und seine Kompositionen, Munch., 1912 (Diss.); его жe, A. Reicha als Theoretiker, «ZfMw», 1919/20, Bd 2; Emmanuel M., A. Reicha, P., 1937; Nedbal M., A. Rejcha jako pedagog a teoretik, Praha, 1952 (Diss.); Blum Кl., Bemerkungen A. Reichas zur Auffuhrungspraxis der Oper, «Mf», 1954, Jahrg. 7, H. 4; Tаrantova M. J., Reycha a W. A. Mozart, «Zpravy Bertramky», 1965, No 43; «Hudebni veda», 1970, v. 7, No 4 (номер посв. Рейхе); Vуslоuzil J., A. J. Reycha und die tschechische Musik, «Sbornik praci filosofickйe fakulty brnenske universitty», 1972, v. 21, No 7.

Т. Н. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама