Кроме того, что картинами называют законченные части театральных действий (или актов), это слово довольно часто применяется при описании музыки.
Человеческое сознание так устроено, что при получении информации в виде слов, музыки, запахов, внутренних физических ощущений и т. п. мы чаще всего воображаем те или иные картины — зрительные образы, как их в таком случае называют. Это очень индивидуально, каждый здесь представляет что-то свое, из запасов собственного жизненного опыта.
Музыка, как вы, вероятно, уже замечали (если нет — проверьте), обычно будит наше воображение, заставляя его работать как во сне. Картины, однако, рисуются не только слушателю, но и композитору при сочинении музыки. Не всегда они бывают определенные, и уж тем более не всегда композитор называет произведение тем образом, который хотел выразить в музыке (это относится к программной музыке). Иногда бывает недостаточно назвать произведение просто по «имени» его жанра (соната, сюита, прелюдия, этюд и т. п.), тогда композитор взывает к фантазии слушателя, называя сочинение жанром изобразительного искусства. Отсюда появились «картины», «акварели», «фрески» и т. п. Эти названия нужно понимать не буквально, а как направление для работы нашего воображения. Таковы, например, фортепианные «Этюды-картины» С. В. Рахманинова, «Годы странствий» Ф. Листа.
М. Г. Рыцарева