Кишинёв музыкальный

Категории словаря

Кишинёв (молд. — Кишинэу) — столица Молдавской ССР (с 1940), крупнейший промышленный и культурный центр республики. Возникновение и развитие нац. муз. культуры в К. стало возможным после освобождения Бессарабии от трёхвекового турецкого ига и её присоединения к России (1812). Очагами проф. муз. иск-ва стали церк. хоры, возникшие в нач. 19 в. при духовной семинарии, позже при соборе и др. церквах. Традиции молд. нар. музыки были продолжены лэутарами.

В 1-й пол. 19 в. муз.-конц. жизнь К. сосредоточивалась в домах крупных помещиков. Многие из них имели оркестры нар. инструментов (т.н. тарафы), в к-рых играли крепостные лэутары. В 20-х гг. славился тараф «домашних музыкантов» боярина Варфоломея. В доме коллежского асессора З. Ралли устраивались муз. вечера, на к-рых бывал А. С. Пушкин. Первые публичные театр. представления с музыкой состоялись в 1818 в доме Ф. Крупенского. Позднее открылись частные концертно-театр. залы Гроссмана, Орадовского и др. В сер. 19 в. значительно расширился круг любителей музицирования. Одним из центров муз.-театр. жизни К. стал дом М. А. Зилоти (её племянник — пианист А. И. Зилоти).

Со 2-й пол. 19 в. укрепились культурные связи Молдавии с Россией и Украиной, а также с Румынией, способствовавшие росту конц. жизни в К. Гастролировавшие рус. и итал. труппы ставили оперы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Дж. Россини, Дж. Мейербера, Дж. Верди, Ш. Гуно, С. Монюшко и др. Среди выдающихся исполнителей, выступавших в К. во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв.: певцы — H. H. и М. И. Фигнеры, М. И. Долина, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин, И. В. Тартаков, Л. В. Собинов, И. А. Алчевский, М. Баттистини и др.; скрипачи — Г. Венявский, П. Сарасате, Л. С. Ауэр, Ф. Ондржичек; пианисты — А. И. Зилоти, А. Н. Скрябин, А. С. Аренский, А. Н. Есипова, С. В. Рахманинов; виолончелисты — К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович и др. Выступали приезжие хоры под упр. Д. А. Славянского, Г. Музическу и др. Давали концерты и местные исполнители: скрипачи — П. И. Шуйский, К. П. Гулак-Артемовский, П. И. Каховский, пианист Н. И. Бонгарт, виолончелисты — М. Г. Шильдкрет и В. П. Гутор. Развивалось в К. хор. иск-во; наиболее значительными были хор духовной семинарии, хор любителей, архиерейский хор. В 1895 создаётся салонный оркестр В. Сиглы. Большой известностью пользовался тараф лэутара Янку Пержа.

В кон. 19 в. К. становится крупным муз. центром юга России. В 1880 здесь основано об-во любителей музыки «Гармония», целью к-рого было обучение музыке и пропаганда лучших муз. произв. Большое значение для роста проф. муз. иск-ва в К. имело создание в 1899 Кишинёвского отделения РМО (его возглавил комп. и пианист В. И. Ребиков). При нём были открыты муз. классы, преобразованные в 1900 в муз. уч-ще. В это же время в К. существовало неск. частных муз. школ (в т. ч. В. П. Гутора, певицы и комп. К. Ф. Хршановской и др.), вскоре закрытых из-за материальных трудностей. В годы оккупации Бессарабии буржуазно-помещичьей Румынией (1918–40) муз. жизнь К. приходит в упадок. Многие значит. муз. начинания не могли быть реализованы из-за отсутствия поддержки со стороны официальных властей. Неудачей окончилась попытка театр. деятеля Б. Белоусовой создать оперный т-р (1919–21). Лишь благодаря отд. энтузиастам (комп. и виолончелист Г. А. Яцентковский, дирижёр и скрипач М. Я. Пестер, пианист Ю. М. Гуз, дирижёр и комп. М. К. Быркэ, певцы — B. C. Кармилов, М. Ф. Златова, Н. И. Нагачевский и др.) в К. проводились концерты камерной и симф. музыки, ставились популярные оперы рус., укр., и заруб. классики. С концертами светской музыки выступали и церк. хоры под упр. М. А. Березовского и А. В. Яковлева. З. Поросеч организовал хор учителей и оркестр балалаечников, Ф. В. Лужанский — симф. оркестр гимназистов. Возникли новые муз. учебные заведения: Молд. нар. консерватория (осн. в 1919), переименованная в 1920 рум. властями в «Униря» («Воссоединение»), Консерватория муниципалитета и Нац. консерватория (осн. в 1930-е гг.; по программе они соответствовали муз. уч-щам), а также др. муз. уч. заведения.

В этот же период в К. большую муз.-просветит. деятельность вёл известный рус. хормейстер В. А. Булычев. Он основал Бессарабское муз.-историч. об-во, муз. школу, симф. капеллу. В 20-30-е гг. в городе гастролировали Дж. Энеску, Ф. И. Шаляпин, Л. Я. Липковская, Я. Кубелик, рум. дирижёры Э. Массини, Ж. Бобеску, А. Чолан, а также оперные т-ры Бухареста и Клужа.

Широкие возможности для развития муз. жизни К. открылись после воссоединения Бессарабии с СССР и образования Молд. ССР (авг. 1940). В К., ставший столицей республики, были переведены Молд. муз.-драм. т-р (создан в 1933 в Тирасполе), симф. оркестр (осн. в 1935), хор. капелла «Дойна» (осн. в 1930). В 1940 в К. созданы CK Молд. ССР (на 1972–37 чл.), филармония, Радиокомитет, консерватория, муз. школа-десятилетка, Респ. дом нар. творчества. Наряду с местными исполнителями в К. гастролировали видные сов. мастера: М. Б. Полякин, Э. Г. Гилельс, Д. Ф. Ойстрах и др., разл. муз. коллективы. Прерванная Великой Отечеств. войной 1941–45 муз. жизнь города возродилась после его освобождения (авг. 1944). Большую работу по пропаганде муз. культуры ведут старейшие коллективы, вошедшие в состав Филармонии: симф. оркестр, капелла «Дойна». Созданы новые муз.-исполнит. коллективы: ансамбль нар. танца «Жок» («Пляска», 1945), Оркестр молд. нар. инструментов (1949, с 1957 наз. «Флуераш» — «Свирель»), ансамбль нар. музыки «Мугурел» (1967), джаз-оркестр «Букурия» («Радость», в 1956–72). В пропаганде молд. музыки участвует Комитет по радиовещанию и телевидению, при к-ром были созданы оркестр (1964), хор (1966), струн. квартет (1966), ансамбль нар. музыки «Фольклор» (1968). Крупным событием муз. жизни К. явилось создание в 1955 Молд. т-ра оперы, балета и драмы (с 1957 — Молдавский театр оперы и балета), первого постоянного оперного т-ра в истории города. Т-р начал свою деятельность с пост. молд. оперы «Грозован» Гершфельда (1956). В репертуаре т-ра — нац. оперы и балеты, произв. сов. композиторов др. республик и мировая классика.

К. — центр муз. образования республики. Ведущее муз. уч. заведение — Ин-т иск-в им. Г. Музическу (до 1963 — Консерватория), среди выпускников к-рого много известных музыкантов. В К. имеются Муз. уч-ще им. С. Няги (создано в 1945), средняя спец. Муз. школа-интернат им. Е. Коки, 2 муз. школы-семилетки. Педагоги и студенты Ин-та иск-в и муз. школ ведут большую конц. деятельность. В эстетич. воспитании муз. вкусов рабочих, студентов, школьников немалую роль играют группы муз. лектория. В К. проводятся разл. муз. фестивали и конкурсы, междунар. хореографич. фестивали, респ. смотры художеств. самодеятельности, получившей большое развитие. Солисты и муз. коллективы К. принимали участие в Декадах молд. лит-ры и иск-ва в Москве (1949, 1960), в Неделях молд. музыки в ряде братских республик, гастролируют по Сов. Союзу и за рубежом, пропагандируя муз. иск-во Сов. Молдавии. В К. планомерно издаются произв. молд. композиторов, сборники нар. музыки, музыковедч. работы.

Литература: Чайковский Г. и Прянишников Д., Молдавская государственная филармония, Киш., 1960; Дойна радости. Сб. статей, Киш., 1962; Котляров В., Музыкальная жизнь дореволюционного Кишинёва, Киш., 1967.

Л. А. Аксёнова, Я. И. Шехтман
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Молдавская музыка

реклама

вам может быть интересно

Пакистанская музыка Национальные культуры
Атональная музыка Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Концертмейстер Термины и понятия
Инструментоведение Термины и понятия
Бурлеска Музыкальные жанры
Канадский балет Балет и танец
Программная музыка Термины и понятия
Adagio, адажио Термины и понятия
Effacee, эффасе Балет и танец
Кантеле Национальные культуры
Литургия Термины и понятия

Реклама