Gabriela Komleva
Лауреат Международного конкурса балета (Варна, 1966) и Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров (1-я премия, 1967), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), заслуженая артистка Дагестанской АССР (1968), заслуженая артистка РСФСР (1970), народная артистка РСФСР (1975), народная артистка СССР (1983), профессор Петербургской консерватории.
Окончила ЛХУ в 1957 (ученица В. Костровицкой), балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории в 1984.
С 1957 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Асият («Горянка»), Девушка («Ленинградская симфония»), Планета («Далекая планета»), Потерявшая любимого («Берег надежды»), Ариадна («Икар» С. Слонимского), «Романс» («Хореографические новеллы»); на своем творческом вечере (1975) исполнила балет «Жар-птица», хореографическую миниатюру «Ковбой», «Романтическое пa-де-де» на муз. Д. Ф. Э. Обера, «Вариации на тему Й. Гайдна» на муз. И. Брамса, «Чорос» на муз. Э. Вила Лобоса, «Качучу»; др. партии: Аврора, феи Бриллиантов, Резвости, Серебра («Спящая красавица»), Жизель, Мирта, Монна, Зюльма («Жизель»), Золушка, Злюка; Китри, Повелительница дриад («Дон Кихот»), Маша; Никия, вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Одетта — Одиллия; Офелия («Гамлет»), Сари («Тропою грома»), Раймонда, Подруга Раймонды («Раймонда»), Хозяйка Медной горы, Панночка; Хасинта, Паскуала («Лауренсия»), Сверстница Джульетты («Ромео и Джульетта»), Сари, Лиззи («Тропою грома»), Жемчужина («Конек-Горбунок»), Бабочка («Карнавал»), 7-й вальс, прелюд («Шопениана»), Солистка в сцене «Сон» (опера «Руслан и Людмила»), Мехменэ Бану; Солистка («Па-де-катр»), Солистка («Пахита»), Диана; Фея («Фея Рондских гор»), Сильфида. В «Камерном балете» п/р Г. Алексидзе исполняла «Три вирджинальных танца». На сцене Оперной студии консерватории — партии Жены друга в «Паване мавра» (хореография X. Лимона) и Маргариты в «Грезах» на муз. Поэмы Э. Шоссона (хореография Н. Долгушина).
Комлева — классическая балерина строгого академического стиля, в совершенстве владеет виртуозным танцем. «Хранительницей традиций, наследницей вековых устоев» назвала ее В. Красовская. «Уверенность мастера, покой виртуоза сближает Комлеву с первой Никией — Екатериной Вазем,— писала она.— Если бы Петипа мог увидеть, как стремглав летит Никия Комлевой через сцену в поворотах стремительных жете, как пересекает ее цепью идеально нанизанных туров, он поверил бы в то, что жизнь его детища не угаснет, пока есть такие танцовщицы».
Академичность, виртуозная техника, музыкальность — это далеко не все, что характеризует талант Комлевой. Она наделена редкой артистической индивидуальностью, внутренним темпераментом и удивительным чувством стиля. Много работала танцовщица с современными балетмейстерами. Оценивая эту сторону ее творческой деятельности, А. Демидов нисал: «В своих, показанных в рамках творческих вечеров, современных номерах — «Ковбоях» Л. Якобсона, «Романсе» (на музыку Г. Свиридова) Д. Брянцева — балерина предстала в первую очередь художником, понимающим значение характера-образа в балете, того, что и является в значительной стенени открытием хореографического искусства нашего столетия».
С теплотой вспоминал о своей работе с танцовщицей балетмейстер И. Бельский, высоко оценивая одновременно ее достижения в области классического танца: «Каждый хореограф, с которым Комлева встречалась, находил в ее таланте черты, близкие себе, помогал исполнительнице раскрыть саму себя, а вместе с тем — расширить возможности современного хореографического искусства. И все-таки что-то остается в ней тайной. Иначе как объяснить, что сугубо классическое па- де-де на музыку Обера в постановке В. Гзовского в ее исполнении воспринимается как остросовременное? Для меня и это — одиа из тайн искусства замечательной ленинградской балерины Габриэлы Комлевой. Я рад тому, что наши творческие пути пересеклись».
С 1985 по 1989 Комлева — ведущая телепрограммы «Премудрости Терпсихоры».
Снялась в т/ф «Тема с вариациями» (1970), «Образы танца», «Па-де-катр» (оба — 1975), «Танцует Габриэла Комлева» (1975, 1981), «Ковбои (па-де-де)», «Озорные частушки» (оба — 1976), «Жар-птица» (1977), «Баядерка» (1979), «Ленинградский балет», «Сегодня вечером для вас...» (оба — 1980), «Пахита», «Вечер старинной хореографии» (оба — 1981), «Ленинградская симфония», «Свидание с Терпсихорой», «Спящая красавица» (все — 1982), «Страницы русского балета», «Раймонды многоликий образ» (оба — 1983), «Золушка» (1985).
Сочинения: Образность танца.— В кн.: Мастера балета — самодеятельности. М., 1978, вып. 2; Дело всей нашей жизни.— За сов. искусство, 1974, 3 июля; Театр обновляет афишу.— Веч. Ленинград, 1976, 13 янв.; Встречи на вьетнамской земле.— Ленингр. правда, 1978, 13 июля; Радуясь успехам друзей.— Сов. культура, 1979, 26 янв.; Проблемы, которые волнуют,— За сов. искусство, 1980, 18 марта; Высокий строй чувств.— Сов. культура, 1983, 30 авг.; Необходимо внимание к исполнительству.— Сов. балет, 1984, № 2.
Литература: Быстров П. Габриэла Комлева [Буклет] — Л., 1984; Красовская В. Габриэла Комлева.—В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1968, вып. 2; Прохорова В. Встреча с Сари предстоит.— Театр, жизнь, 1963, № 23; ее ж е. Ожидание чуда.— Там же, 1966, № 4; Красовская В. Танец. Состязание. Стиль.— Т-р, 1966, № 11; Смирнова А. Еще одна Одетта.— Театральная жизнь, 1969, № 23; Головашенко Ю. Классика и классичность.— Сов. культура, 1976, 27 янв.; Филиппов П. Танец Габриэлы Комлевой.— Муз. жизнь, 1981, № 20; Смородинцев А. И чистота и благородство.— Сов. культура, 1982, 17 авг.; Давлекамова С. Амплуа — неожиданность. — Сов. Россия, 1983, 25 мая; Эльяш Н. Чистые родники вдохновения.— Известия, 1983, 4 июня; Кузовлева Г. «Золушка» С. С. Прокофьева.— Театр, 1983, № 6; Т. К. Габриэла Комлева.— Там же; Демидов А. Встречи в юбилейном году.— Муз. жизнь, 1983, № 16; Бельский И. Габриэла Комлева.— Сов. балет, 1983, № 3; Аркина Н. Диалог.— Сов. культура, 1985, 19 янв.
А. Деген, И. Ступников