
Купер Эмиль Альбертович (1 (13) XII 1877, Херсон — 16 XI 1960, Нью-Йорк) — русский дирижёр.
Учился в Одесском музыкальном училище, затем в 1891–93 в Венской консерватории у Й. Хельмесбергера младшего (скрипка) и Р. Фукса (композиция). В 1891–96 концертировал как скрипач в Вене, Будапеште, Бухаресте, Константинополе и др. С 1896 концертмейстер оркестра Киевского оперного театра (в 1897 заменил дирижёра в опере «Фра-Дьяволо»). С 1898 дирижёр оперных театров Одессы, Харькова, Петербурга, Ростова-на-Дону. В 1900–07 дирижёр Киевского оперного театра; с 1907 — Оперы Зимина (Москва), где под его управлением состоялось первое исполнение оперы «Золотой петушок» (1909) и тогда же первое в России исполнение оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры».
В 1910–19 дирижёр Большого театра. С 1908 постоянный дирижёр симфонических концертов Московского отделения РМО. Под управлением Купера впервые в Москве были исполнены 3-я симфония и «Поэма экстаза» Скрябина, фортепианный концерт No 3 Рахманинова (солист — автор, 1910). В 1909–14 главный дирижёр организованных С. П. Дягилевым «Русских сезонов» в Париже и Лондоне. В 1919–24 главный дирижёр Театра оперы и балета в Петрограде (ныне Ленинградский театр оперы и балета), Петроградской филармонии, профессор Петроградской консерватории.
С 1924 жил за рубежом, пропагандировал русскую музыку. В 1926–29 главный дирижёр Латвийского театра оперы и балета (Рига). В 1926–28 — в Париже, где в 1926 дирижировал оперой «Сказание о невидимом граде Китеже». В 1929–32 дирижер оперного театра в Чикаго. В 1932–36 дирижировал в театре «Гранд-Опера» в Париже и театре «Ла Скала» (Милан). В 1944–50 дирижёр театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). В 1950–60 главный дирижёр симфонического оркестра в г. Батон-Руж и одновременно оперного театра в Монреале. Гастролировал во многих странах Европы.
Дирижёрское искусство Купера отличали концентрированная воля, яркая эмоциональность, чувство формы, архитектоники, музыкальной драматургии произведения. Среди лучших исполнительских достижений Купера — «Пиковая дама», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», музыкальные драмы Вагнера, симфонические произведения Скрябина, балеты «Петрушка» и «Жар-птица» и опера «Соловей» Стравинского (первые исполнения в России).
Автор музыкальных произведений, а также очерка «Памяти Артура Никиша» (П., 1922) и автобиографии «Краткий обзор моей музыкальной деятельности» («Жизнь искусства», 1923, No 14).
Брат Купера — Макс Альбертович Купер (1884–1959) — оперный и хоровой дирижёр. В 1921–26 дирижёр Ленинградского Малого оперного театра; в 1931–45 главный хормейстер Большого театра.
Литература: Глебов И., Э. А. Купер, «Жизнь искусства», 1923, No 14; Каратыгин В., Э. А. Купер как дирижёр театральный, там же, No 15; Вальтер В., Э. А. Купер, «Еженедельник петроградских государственных академических театров», 1923, No 31–32.
Г. Я. Юдин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.