Нил Даймонд

Дата рождения
24.01.1941
Профессия
Страна
США
Нил Даймонд

Признаемся: последняя четверть века — бурный и даже сумбурный период в развитии современной песни. Калейдоскопически меняются моды и стили, сталкиваются между собой в непримиримых противоречиях поклонники разных ответвлений поп-музыки, загораются и гаснут звезды и звездочки, индустрия шоу-бизнеса старается привлечь внимание слушателей всякого рода сенсациями, интимными подробностями жизни артистов.

Раньше, еще в начале восьмидесятых годов, наши слушатели смотрели на все это как бы со стороны, не имея возможности представить себе картину во всей ее полноте: лишь волны радио, случайные гастроли и добытые окольными путями пластинки доносили до нас живую и противоречивую жизнь мира эстрады. Теперь — иное дело. Но разве от этого легче стало ориентироваться в мощном потоке песенной эстрады самому слушателю, особенно молодому?

Оставим юным «специалистам», коих немало сегодня и у нас, классификацию звезд рока, бардов авторской песни, сравнение и сопоставление наших и иноземных представителей этих разновидностей искусства. Но зададимся вопросом: а не слишком ли пренебрежительны мы ныне к тому направлению песенного искусства, которое с известной долей иронии принято называть коммерческим»? Проще сказать, к «обычной», лирической и мелодичной песне, той, что существовала всегда, и право же, продолжает радовать сердце — пусть не всех, не наиболее радикально настроенной молодежи. Песне, не следующей веяниям и причудам моды. Просто — песне.

Американский певец Нил Даймонд — убедительный пример того, что, создавая и исполняя песни, вовсе не обязательно пускаться в сомнительные авантюры шоу-бизнеса, хотя и избежать его вовсе невозможно. В пестрой панораме современной поп-музыки имя Нила Даймонда сверкает ровным и ярким светом уже достаточно долго.

Но внимание к себе он привлек не вызывающим поведением, клоунскими одеждами, шумной даморекламой и разнузданными выходками. Наоборот, он предпочитает избегать «неоновой» славы и тщательно охраняет свою личную жизнь от посягательств фоторепортеров и журналистов. И это ему успешно удается — о его привычках, характере, личных достоинствах и недостатках, увлечениях и друзьях широкой публике ничего не известно. И это отнюдь не мешает ему сегодня пользоваться мировой известностью, обладать несколькими десятками платиновых и золотых дисков — тех заветных пластинок, которыми награждается исполнитель, запись которого продана в количестве более миллиона экземпляров.

«Судя по всему, и нормальное поведение имеет свои преимущества, — спокойно поясняет Нил. — Если ты живешь тихо и спокойно, тебя не может не вынести на гребень кипящей волны современной музыки».

Это признание, впрочем, не означает, что певец как бы бравирует своим презрением к шоу-бизнесу, рекламе: при такой постановке вопроса в Америке не пробиться. Но он не стремится блистать перед публикой, фраппировать своих почитателей. Смысл всей его жизни — в служении песне в качестве автора музыки и текстов, как исполнителя.

«Я не могу „похвастать“ ни трогательным, „авантюрным“ детством, ни мучительными трудностями на пути к эстраде, подобно другим исполнителям, — усмехается он в ответ на вопросы корреспондентов. — Увы, моя жизнь текла достаточно прямолинейно и тривиально».

Мальчик, родившийся в Бруклине, уже в трехлетнем возрасте во все горло распевал мелодии из «Свадьбы Фигаро» под «аккомпанемент грамофонной пластинки, и даже удостоился за это награды на детском конкурсе в парке в сумме. 25 центов. Затем семья переселилась на запад и до семи лет жила в Вайоминге. «По природе я был замкнутым, робким ребенком, но если бы вырос в каменных джунглях Нью-Йорка, то, вероятно, превратился бы в неврастеника. А вдалеке от города-гиганта, среди природы, получил возможность развивать те свои качества, которые большой город неизбежно подавляет. Я сохранил их и позже, оказавшись вновь среди небоскребов».

Любовь к музыке довольно долго не приобретала реальных форм, пока юноше не подарили ко дню рождения гитару, и он начал брать уроки игры на ней. «В меня вселилась уверенность, что этот инструмент определит мое будущее. И я поспешил применить свои знания на практике», — продолжает Даймонд.

Первыми его слушателями стали посетители одного из кафе в артистическом районе Нью-Йорка — Гринвич-виллидж. Гонорар, назначенный ему за ежевечерние выступления, был смехотворным, но зато ему позволяли здесь петь, что хотел, в том числе и свои песни. «Однажды вечером меня представили незнакомцу, который заявил, что представляет фирму звукозаписи. Ему понравились именно мои песни, а не манера исполнения. И когда он убедился, что я сам -их автор, то предложил мне сделать несколько записей. Так оно и началось, а остальное известно.»

Действительно, так Нил Даймонд заключил свой первый контракт с фирмой, которая выпустила его песни «Чери, чери», «Одинокий человек», «Я один, я сказал.». Успех на их долю выпал огромный, и очень быстро молодой певец занял место среди «великих мира сего». За ними последовали новые и новые песни и музыка к фильмам, закрепившие его славу, распространившие ее далеко за пределы Штатов. Но ни успех, ни богатство не в силах были изменить его стиль, манеру, характер.

Специалисты определяют стиль Даймонда как самобытную смесь госпела, фолка, кантри, блюза и рока. «Неужели в моих песнях столько составных частей? — удивляется Даймонд. — Может, оно и так, но, поверьте, я вовсе не стремился приготовить подобный необычный коктейль». В другой раз он, определяя свое место на американском песенном горизонте, высказался так: «Я — певец между двумя поколениями». И действительно, слушая его, понимаешь, что Даймонд продолжает традиции мелодичного, красивого пения Френка Синатры, Ната Кинг Кола, Бинга Кросби, обогащая их, но всегда тактично и умеренно, современными интонациями и ритмами.

Еще одно отличие Даймонда от многих его коллег — умение ограничить себя. Он неохотно отправляется в большие длительные турне, предпочитая посвящать больше времени сочинению. Зато он принял участие в нескольких музыкальных фильмах не только как поэт, композитор и певец, но и как исполнитель главных ролей. Среди них выделяется картина «Певец джаза», как бы возрождающая мотивы первого звукового фильма в истории кино, а также широко популярный во всем мире фильм «Джонатан Ливингстон по прозвищу Чайка». Именно по кинофильмам Нила Даймонда узнали в лицо многие из тех, кто уже давно полюбил его музыку. «Это естественно: я ведь предлагаю людям свою музыку, а не себя самого», — подчеркивает Даймонд.

Каждый новый альбом с песнями Нила Даймонда — событие в жизни американской легкой музыки. Событие, несмотря на то, что в конце концов слушатели прекрасно знают, что их ждет в этом альбоме — непритязательные, трогательные, мелодичные, подчас грустные песни. Но, может быть, не «несмотря», а именно благодаря этому удается певцу сохранять свою популярность.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1991 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Бруно Мадерна Композиторы
Арре Мериканто Композиторы
Божидар Ноев Пианисты
Фикрет Амиров Композиторы
Франц фон Зуппе Композиторы
Сэмюэл Барбер Композиторы

Реклама