Марьян Лапшанский

Дата рождения
1947
Профессия
Страна
Словакия

До недавнего времени в Словакии почти не было пианистов, чья известность выходила бы за пределы республики; Клара Гавликова оставалась скорее исключением. Вот почему с именем Марьяна Лапшинского музыкальная общественность связывает особые и, как показывает время, не лишенные оснований надежды. Его яркая одаренность и фундаментальная подготовка дают для этого все основания. Своей первой награды артист был удостоен еще в 1964 году, будучи студентом Братиславской консерватории по классу профессора Р. Рыхла: по итогам радиоконкурса «Студия молодых» ему присудили почетную грамоту. Четыре года спустя он завоевал диплом на Всемирном фестивале молодежи в Софии (правда, как аккомпаниатор). Затем артист успешно выступал на Смотре молодых исполнителей в городке Тренчанске Теплице. Еще одно отличие он получил в том же году вместе с дипломом об окончании консерватории: его назвали «лучшим выпускником года». А в 1970 году Лапшанский стал победителем Международного конкурса в Градец-Кралове. К этому времени он был уже студентом пражской Академии музыкального искусства, где занимался сначала у Ф. Максиана, а после его смерти — у И. Паненки. Кроме того, он дважды совершенствовался на летних курсах пианистического мастерства в Цюрихе под руководством Г. Анда и получил там премию за лучшую интерпретацию Моцарта. Наконец, завершил Лапшанский свое образование в Московской консерватории у профессора В. К. Мержанова.

Уже этот перечень говорит о серьезной подготовке и широких возможностях артиста, ведущего ныне активную концертную деятельность. За это время Лапшанский выступал во многих странах Европы, записал несколько удачных пластинок (в их числе — Рапсодия на тему Паганини Рахманинова и Третий концерт Прокофьева). Его репертуар достаточно разнообразен, хотя и не выходит пока за рамки традиционного набора «стандартных» произведений. Игру словацкого артиста отличают хороший вкус, красочность звуковой палитры, высокая культура. Вместе с тем критики отмечают и «болезни роста» — прежде всего увлечение чрезмерно быстрыми темпами. Тем не менее уже сегодня музыкальный и технический багаж Лапшанского достаточен, чтобы увидеть в нем в перспективе крупного и своеобразного музыканта.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама