Юлий Николаевич Мельгунов

Дата рождения
11.09.1846
Дата смерти
31.03.1893
Профессия
Страна
Россия

Мельгунов Юлий Николаевич (30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. — 19 (31) III 1893, Москва) — русский пианист, музыкальный теоретик и фольклорист.

В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фортепиано обучался у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Петербурге. С 1864 выступал как пианист. Ок. 1870 переехал в Москву, где некоторое время занимался в консерватории в классе Н. Г. Рубинштейна. В 1875–76 изучал акустику и гармонизацию древних церковных напевов под рук. Ю. К. Арнольда.

В Москве сблизился с немецким филологом и музыковедом Р. Вестфалем, стал последователем его теории музыкального ритма. Результатом их совместной работы явилось издание «10 фуг Баха» в редакции Вестфаля с предисловием Мельгунова «О ритмическом исполнении фуг Баха» (1878). С целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в исполнении классической музыки предпринял в 70-х гг. (вместе с Вестфалем) концертную поездку по Германии. Выступал также в городах России, Польши, Финляндии с Ф. Лаубом и К. Ю. Давыдовым.

Главное значение имеет деятельность Мельгунова как собирателя и исследователя русской народной песни. Его сборники «Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные» (вып. 1–2, 1879–85) открыли новую страницу в истории русской музыкальной фольклористики, явившись первым опытом воспроизведения многоголосной фактуры русской народной песни. В предисловии к 1-му вып. Мельгунов выдвинул идею о полифоническом, подголосочном складе русской хоровой крестьянской песни, дал характеристику её самобытной ладовой основы, свободной от схем древнегреческих и средне-вековых ладов (в противоположность В. Ф. Одоевскому и А. Н. Серову).

Он впервые применил запись различных вариантов одного и того же напева, восстанавливая многоголосную фактуру песни путём сведения вариантов в единое целое. В соответствии с этим Мельгунов приводит песенные напевы в виде таблицы вариантов напева (без подтекстовки), а затем в виде фортепианного изложения (с текстом).

Наблюдения Мельгунова над подголосочной природой русской хоровой крестьянской песни получили в дальнейшем отражение в работах H. E. Пальчикова, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, В. М. Орлова, нашли подтверждение в фонографических записях Е. Э. Линёвой и М. Е. Пятницкого. Мельгунову принадлежит предисловие и редакция сб. «Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным» (вып. 1, М., 1890).

Сочинения:

Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные, вып. l — Для фортепьяно в 2 руки, вып. 2 — Переложение для фортепьяно в 2 руки П. Бларамберга, М., 1879–85; К вопросу о русской народной музыке. По ловоду новейших сборников народных песен, «Этнографическое обозрение», 1890, No 3; Записка о церковной музыке, читанная в заседании Московского общества любителей Церковного пения в мае 1883 года, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; О ритме и гармонии русских песен. Из посмертных бумаг Ю. Н. Мельгунова, там же; Элементарный учебник музыкальной ритмики, там же, т. 3, вып. 1, М., 1907.

Литература: Линёва Е., Ю. Н. Мельгунов как новатор-исследователь народной песни, «РМГ», 1903, No 23–24; Macлов A., Ю. H. Мельгунов как исследователь русской народной песни, «Этнографическое обозрение», 1903, No 3; Янчук Н., Памяти Ю. Н. Мельгунова, там же; Кашкин Н. Д., По поводу элементарного учебника музыкальной ритмики Ю. Н. Мельгунова, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Лобанов М., Выдающийся исследователь-фольклорист, «СМ», 1971, No 10.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Артюр Онеггер Композиторы
Мария Пахес Танцовщики
Гектор Берлиоз Композиторы
Фу Цонг Пианисты
Астор Пьяццолла Композиторы
Аулис Саллинен Композиторы

Реклама