Буквально в последние годы это понятие почти заменилось синонимом «спонсор». Слово «меценат» происходит от имени римского государственного деятеля, который жил в I веке до нашей эры и вошел в историю тем, что щедро покровительствовал поэтам — Горацию, Вергилию и др. Его имя стало нарицательным.
Высокое искусство во все времена непросто пробивало себе дорогу к потребителю. Оно требует образованности, с одной стороны, и свободного времени — с другой. А таких людей всегда меньше, чем простых тружеников (хотя с развитием цивилизации пропорции заметно меняются). Поэтому настоящий художник — в широком смысле слова творец искусства — обычно не имеет того спроса на свои произведения, который мог бы обеспечить ему безбедное существование, дать возможность какое-то время не работать, накопить творческие силы и жизненные впечатления. Вот почему некоторые богатые люди, обладающие тонким художественным вкусом и понимающие объективную необходимость развития искусства для человечества, охотно помогают художникам — деньгами, организацией выставок, рекламой и т. п. Их имена часто остаются в истории рядом с именами их великих подопечных. К числу тонких ценителей музыки относился князь Пал Антал Эстергази — представитель семьи венгерских меценатов и музыкантов, на службе у которого находился Й. Гайдн, написавший по его заказу большую часть своих сочинений. Классический пример мецената — Надежда Филаретовна фон Мекк. Эта женщина обладала огромным состоянием, ее помощь П. И. Чайковскому позволила великому композитору всецело посвятить себя творчеству. Фон Мекк Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту для симфонического оркестра.
Меценатство выражается не только в помощи конкретным творцам, но и в строительстве концертных залов, художественных галерей, в содержании театров, оркестров. Во многих странах, в том числе и в нашей, в качестве мецената выступает государство. Однако этого недостаточно. Поэтому во всем мире многие процветающие фирмы употребляют часть прибыли на финансирование искусства, науки, медицины и других видов непроизводственной сферы.
М. Г. Рыцарева