Характеристика творчества Станислава Монюшко

Национально-освободительные идеи, которыми пронизана духов­ная жизнь Польши XIX столетия, преломились в музыке Станисла­ва Монюшко несколько по-иному, чем у Шопена. Эти два польских композитора, принадлежащие к двум разным художественным поколениям, творчески как бы дополняют друг друга.

Монюшко, об­ладавший неизмеримо более скромным дарованием, чем его великий предшественник, тем не менее сумел найти свою собственную творческую сферу, не затронутую Шопеном, и занять почетное и видное место в истории польской культуры. Именно с творчеством Монюшко связывается осуществление мечты польского народа о создании своей национальной оперы. Этому скромному провинци­альному музыканту обязан польский народ также появлением романсной лирики, воплотившей богатство образов национальной польской поэзии.

Жизнь Монюшко протекала в один из самых тяжелых периодов истории Польши. Крушение надежд на независимость Польши после наполеоновского нашествия определило общественную атмо­сферу детских лет композитора. Разгром восстания 1830 года, крестьянские бунты 40-х годов, напряженная обстановка, предше­ствующая восстанию 1863 года, и, наконец, тяжелая реакция после поражения восстания — на этом мрачном общественном фоне, в атмосфере жестоко подавляемого, но никогда не угасающего протеста формировалось творчество младшего современника Шопена.

После разгрома восстания 1830—1831 годов центр польской рево­люционной интеллигенции переместился в Париж. За границей жили и творили самые выдающиеся польские художники середины века: Шопен, Мицкевич, Словацкий, Норвид. Лишь немногие оставались на родине и в тяжелейших условиях, в условиях беспощадных репрессий и жесточайшей цензуры, продолжали своим творчеством бороться за национальное самоутверждение.

К этой замечательной группе подвижников принадлежал и Монюшко. В его творчестве есть та глубокая демократичность, та непосредственная связь с повседневной духовной жизнью польского народа, которая позволила ему стать выразителем дум и чаяний целого поколения.

Станислав Монюшко родился 5 мая 1819 года в поместье Убель Минской губернии в семье мелкопоместного дворянина. В самые ранние годы он узнал и полюбил деревенские песни — польские, белорусские, литовские, украинские. В формировании музыкально­го языка будущего композитора этим впечатлениям принадлежит решающая роль.

«Я не создаю ничего нового, — писал композитор впоследст­вии. — Странствуя по польским землям, а наполняюсь духом на­родных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливает­ся во все мои сочинения».

Польский помещичий быт, окружавший Монюшко в детские го­ды, его раннее знакомство с песнями, легендами, балладами и ис­торией своей страны определили национально-польское начало в духовном облике композитора, которое придает всему его творче­ству столь характерную национальную самобытность.

Однако не меньше, чем художественным впечатлениям или пат­риотическим настроениям, обязан Монюшко своим детским годам острым и непосредственным интересом к социальным проблемам. Подобно многим выдающимся художникам России XIX века, выросшим в непосредственной близости к деревне, Монюшко рано и остро осознал социальную несправедливость, проникся сочувстви­ем к угнетенному классу крестьян. Именно эта черта, в зрелые го­ды развившаяся до глубоко осознанной потребности сделать геро­ем своих произведений не историческую личность, а простого мужи­ка, «показанного человеком», и сделала возможным появление «Гальки» — первой польской национально-демократической оперы.

Воспитанный на оперных произведениях западноевропейских композиторов (Моцарта, Россини, Беллини, Вебера), Монюшко тем не менее отличается от них именно теми своими чертами, которые роднят его с современными ему русскими писателями и композито­рами — подчеркнутым интересом к теме социального протеста. Возможно, что именно эта направленность и придает опере Мо­нюшко «Галька» немеркнущую популярность.

По окончании своего музыкального образования (Монюшко занимался сначала в Варшаве у Фрейера, ученика Эльснера, затем в Минске у провинциальных педагогов и, наконец, в Певческой академии в Берлине, где получил настоящую профессиональную подготовку.) Монюшко на долгие годы осел в Вильно, работая вдали от центра музыкальной жизни, занимая скромную должность церковного органиста и под­рабатывая за ничтожную плату уроками в частных домах.

Художе­ственная и общественная жизнь в Вильно находилась в эти годы в состоянии глубокого упадка. Университет, еще недавно оплот интеллектуальных и революционных движений, равно как и Медицин­ская академия, был закрыт. В городе не было ни оперного, ни постоянного драматического театра, и даже собрать симфонический оркестр в полном составе было выше возможностей виленских любителей музыки. В этом духовном «пустыре» Монюшко прожил двадцать лет. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но, быть может, именно эта оторванность от крупных музыкальных центров и содействовала тому, что Монюшко нашел свое собствен­ное художественное направление.

Не скованный нормами космополитизированной концертной и оперной жизни столицы, свободный от компромиссов с театраль­ными антрепренерами, Монюшко начал свои художественные опы­ты, ориентируясь на широкую демократическую польскую среду. Два самых выдающихся его достижения, вошедших в золотой фонд польской культуры, а именно опера «Галька» и романсные сборни­ки, известные под названием «Песенников», родились в виленский период, в неразрывной связи с провинциальным художественным бытом тех лет.

Продолжение статьи:
«Песенники»
Опера «Галька»

После «Гальки» Монюшко, уже прославленный композитор и видный общественный деятель, продолжал интенсивно сочинять в оперном и вокально-драматическом жанрах. В этот период его внимание поглощено задачей создания национальной комической оперы в духе прославленных произведений польского комедийно­го драматурга Александра Фредро. Опера «Зачарованный замок» (на либретто Хенципьского, 1861—1864) знаменует собой не только рождение польской музы­кальной комедии, но и вершину мастерства самого композитора.

Сохранив мелодическое богатство «Гальки», это позднее произведе­ние композитора отличается гораздо большим разнообразием эмо­циональных оттенков и характеристических деталей, значительно большим сценическим мастерством, театральностью и динамикой музыки. Раскрытие музыкальными средствами атмосферы старин­ной шляхетской усадьбы, показ фантастики в гротескном плане — все это знаменовало новое явление в польской музыке.

На публику 60-х годов образы польского военного лагеря и рыцарей в латах (которыми открывалось первое действие оперы) производили по­трясающее впечатление. До национальной самобытности «Зачаро­ванного замка» не поднялась впоследствии ни одна польская опера.

Из других опер Монюшко следует отметить «Графиню» (1859), тонкую сатиру на аристократическое общество, «Verbum nobile» (1861), оперу в комедийном жанре, в известной мере подготовив­шую «Зачарованный замок», «Парию» (1859—1869) на сюжет из индийской жизни с социальной направленностью, написанную для Парижа, но не имевшую там успеха.

К достижениям Монюшко последнего десятилетия его жизни относится ряд хоровых произведений на тексты Мицкевича: «При­зраки» (до 1859 года, первое исполнение — 1865), «Крымские соне­ты» (1867), баллада «Пани Твардовская» (1869).

Особо выделяется кантата «Призраки» («Дзяды»), принадлежа­щая к лучшим произведения композитора. Поэт задумал свою поэму как драматическую постановку без сцены, но с участием му­зыки. Композитор воплотил эпически-грозные образы Мицкевича, его идею суда народной совести, выраженную в древнем обряде, необычными средствами, отличающимися от приемов оперной му­зыки.

* * *

Наравне с творчеством Шопена искусство Монюшко ознаменовало «совершеннолетие» польской национальной музыки XIX века. Не приближаясь к гениальной одаренности Шопена и не претендуя на его мировую роль, Монюшко тем не менее занял видное место в культуре своей страны как основоположник польской национальной оперы.

В. Конен
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 3, 1972 г.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама