Станисла­в Монюшко. «Домашние песенники»

Композитор
Жанр
Страна
Польша
Станислав Монюшко (Stanisław Moniuszko)

Не скованный нормами космополитизированной концертной и оперной жизни столицы, свободный от компромиссов с театраль­ными антрепренерами, Станислав Монюшко начал свои художественные опы­ты, ориентируясь на широкую демократическую польскую среду. Два самых выдающихся его достижения, вошедших в золотой фонд польской культуры, а именно опера «Галька» и романсные сборни­ки, известные под названием «Песенников», родились в виленский период, в неразрывной связи с провинциальным художественным бытом тех лет.

Как и ряд других сценических произведений Мо­нюшко, предшествовавших «Гальке», это выдающееся произведение польской музыки было впервые исполнено наполовину силами лю­бителей, и притом в концертной форме. Что же касается романс­ных сборников, которые в огромной степени подготовили интона­ционный склад и вокальный стиль зрелых опер Монюшко, то в дан­ном случае ориентация на демократическое бытовое музицирование была провозглашена художественной платформой композитора.

Первому из своих двенадцати «Песенников» (при жизни автора было напечатано только шесть; из них последний вы­шел в 1659 году) вышедшему в 1841 году, композитор предпослал развернутый проспект, в кото­ром излагал свое эстетическое кредо. Предназначая эти романсы для домашнего исполнения, Монюшко ставил своей целью повысить художественный уровень польского бытового музицирования, при­близить его к самым высоким достижениям современной профес­сиональной музыки. Вместе с тем главной творческой задачей он считал художественное воплощение в романсной музыке нацио­нального характера польского народа, подчеркивая огромную важ­ность для этой задачи народного искусства.

«Лучшие художники открыли этот неисчерпаемый родник гар­монии и начали его разрабатывать; поэты, изучая самобытную по­эзию народа, пользуясь его тематикой, стали сочинять песни нацио­нального характера», — писал композитор.

Более двухсот пятидесяти песен, вошедших в «Песенник», охва­тывают огромное разнообразие типов. Излюбленный жанр — балладный, в соответствии с традициями польской романтической поэ­зии. Драматические песни, дидактические сюжеты, картинки повседневного быта, трагические, с социальной направленностью, лирические, юмористические романсы с салонным оттенком и мно­гие другие — все эти разнообразные виды также широко представ­лены в романсных сборниках Монюшко, охватывая тексты множества поэтов, и в первую очередь Мицкевича. (Шестой «Песенник» весь посвящен творчеству Мицкевича. В числе дру­гих поэтов — Вольский, Прусиновския, Кохановский, Крашевский, Ходзько. В «Песенниках» есть около двадцати текстов русских поэтов (например, «Песня бобыля» Никитина, «Моей звездочке» Бенедиктова, «Тоска» Иванова).

В музыкальном письме Монюшко явно отталкивается от традиций Шуберта и Лёве, но преломляет их по-своему, на основе особенностей польской поэтической речи и польской народной музыки. Многие песни написаны в жанре польского фольклора — мазурки, краковяка, думы, и т. п. Очень богата «живописная» сторона аккомпанемента. Как правило, известная простота вокальной партии обогащена тон­ким, искусным, оригинальным гармоническим стилем.

«Для знающих польский язык романсы Монюшко — сокровище. Я не призадумаюсь поставить их наряду с лучшим, что есть в му­зыке в этом лирическом песенном роде», — писал Серов о песнях Монюшко, сравнивая их с романсами Шуберта, Шумана, Глинки, Даргомыжского, отмечая, в частности, высокий художественный уровень романса «Знаешь ли край» на слова Гёте в переводе Мицкевича.

Резонанс, который «Песенники» получили на родине Монюшко, не имел себе подобного. Появление столь ясно актуальной национальной музыки, словно «разговаривающей по-польски» в мо­мент, когда родной язык был под запретом, имело прежде всего громадное патриотическое значение. Вместе с тем своими романса­ми Монюшко не только разрешал проблему национального интонационного строя в вокальном искусстве (в инструментальной музыке эта проблема была уже решена Шопеном), но и приблизился к раз­решению более общей задачи, стоящей перед всеми передовыми музыкантами-мыслителями XIX века, а именно задачу преодоления разрыва между художественным уровнем профессиональной музы­ки и музыки бытового музицирования.

Популярность «Песенников» Монюшко затмила все, что когда-либо выходило в Польше в этом жанре.

В. Конен

Характеристика творчества Монюшко

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама