«Я называю музыкантом только того, кто средствами инструмента умеет передавать накопленные им мысли о жизни, используя при этом свои познания о выразительных свойствах музыки», — сказал в начале XX столетия Э. Жак-Далькроз — швейцарский композитор и педагог, создатель системы музыкально-ритмического воспитания. И я не знаю, что можно к этому добавить. Разве только перечислить музыкантские профессии: композитор, исполнитель, музыковед. Каждый из них может быть и практиком и педагогом, чтобы воспроизвести следующее поколение музыкантов. Каждый может совмещать неограниченное количество музыкантских профессий, например быть композитором и исполнителем, или композитором и музыковедом, или тем, другим и третьим, да еще играть на нескольких инструментах и дирижировать.
Но возвратимся к определению Далькроза. Если человек умеет складно сочинять музыку, но у него нет сердечного тепла, способности к состраданию, чувства юмора и глубокого интеллекта, — он, конечно, композитор (в смысле «сочинитель»), но его нотные знаки не передают богатства души, потому что ее нет. Если человек виртуозно владеет инструментом, может играть быстрее и точнее других, а великой музыки он не понимает и прибавить в ней своих чувств не может, потому что их нет, — то это не музыкант, а спортсмен.
Врач не может быть настоящим врачом, если у него нет потребности помогать людям. Учитель не может быть настоящим учителем, если он не любит людей. Многие профессии требуют особых душевных качеств. Особенно профессии людей искусства, потому что искусство — это наука о душе.
М. Г. Рыцарева