Музыковед

Категории словаря

Желание понять тайну музыки владело учеными и философами еще в древности: в Ассирии и Вавилонии, Египте и Китае. Древнегреческие мыслители Пифагор и Аристоксен сделали важные открытия в области акустики, теории и гармонии. Платон и Аристотель в Греции, Конфуций в Китае исследовали воздействие различных родов музыки на человека, воспитательное значение этого искусства. Их открытия имели большое практическое значение. Музыке отводилась особая роль в гармоничном воспитании личности.

В средние века в Европе, несмотря на упадок светской музыкальной культуры, теоретическая мысль ученых работала, стремясь познать всеобщие закономерности бытия. «Гармония — дочь арифметики», — утверждал Гукбальд; «законы вселенной — законы музыки», — считал Маркетто Падуанский. Музыку приравнивали к самым главным наукам: математике и астрономии. Это философско-математическое направление в музыкознании развивается и сейчас.

Несколько позже средневековые ученые-музыканты сумели создать универсальную систему нотной записи, которой мы пользуемся по сей день. Слоговые названия нот до, ре ми, фа, соль, ля, си придумал Гвидо д’Ареццо, живший в XI веке. Параллельно исследовались и другие теоретические вопросы по мере того, как развивалась музыкальная практика. В эпоху Возрождения начиная с XVI века стали появляться серьезные трактаты о музыке, авторы которых шли в ногу с современной им музыкой, искали связи между ней и другими видами искусства. Они исследовали гармонию, полифонию, эстетическое воздействие музыки на человека, создавали музыкальные словари.

Позже, в XVIII веке, когда накопился большой музыкальный и научный материал, появились первые труды по истории музыки. В XIX веке стали создаваться биографии отдельных композиторов, активно развивалась вполне самостоятельная область музыкальной критики; в ней большое участие принимали сами композиторы: Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, А. Н. Серов, П. И. Чайковский; позже К. Дебюсси, С. С. Прокофьев.

Музыкознание. XX века выросло в мощную науку, состоящую из многих направлений: история музыки, теория, фольклористика, исполнительство, инструментовёдение, музыкальная эстетика, музыкальная социология, источниковедение (изучение подлинных документов).

Каков же современный музыковед, что он должен знать? Прежде всего он должен любить и знать музыку, уметь ее играть на фортепиано. Он должен изучить ее теорию и историю, биографии музыкантов.

Что ему делать со всеми этими знаниями? Преподавать музыковедческие предметы музыкантам-исполнителям и композиторам (ведь все музыканты-профессионалы должны быть образованными в своей специальности); исследовать профессиональную культуру и фольклор, музыку старинную и современную, музыкальную психологию и социологию, творчество отдельных композиторов и бытование целых жанров и т. д. Как и всякая наука, музыкознание бесконечно, и оно развивается, обогащаясь достижениями других наук.

Одна из функций музыковеда — популяризировать музыку. С одной стороны, музыка воздействует на человека непосредственно и, казалось бы, не нуждается в толкователях, а с другой — в ней больше абстрактного, чем примитивно-конкретного, и восприятие ее требует определенного уровня знаний.

Музыкальная жизнь нуждается в квалифицированных критиках. Читая газеты и журналы, люди должны узнавать о премьерах, гастролях, конкурсах, фестивалях, новых сочинениях, их изданиях, звукозаписях и т. п.

Музыковеды в нашей стране обучаются вместе с композиторами в училищах и консерваториях на теоретико-композиторских факультетах. В некоторых странах музыковедов готовят университеты, где обучают их вместе с искусствоведами по другим специальностям.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Тюйдук Национальные культуры
Экспозиция Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Увеличенный лад Теория музыки
Словацкая музыка Национальные культуры
Музыкальные инструменты Термины и понятия
Многоголосие Термины и понятия
Транскрипция Термины и понятия
Запев Опера, вокал, пение
Модус Теория музыки
Интернационал Музыкальные жанры и формы

Реклама