Народные консерватории — культурно-просветительские организации в России, имевшие характер общедоступных музыкальных учебных заведений. Народные консерватории ставили своей целью распространение среди широких кругов населения музыкальных знаний путём систематического обучения музыке, а также устройства общедоступных концертов, лекций.
Возникновение народных консерваторий связано с общественным подъёмом, вызванным Революцией 1905–07; в их организации принимали участие передовые музыкальные деятели.
Первая Народная консерватория была открыта в Москве в 1906 как музыкальная секция Общества народных университетов. Состав организационного комитета — Д. И. Аракишвили, А. Т. Гречанинов, Е. Э. Линёва, С. И. Танеев, А. Г. Чесноков, В. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель и др. Руководящий орган — общее собрание членов Народной консерватории, исполнительный орган — бюро. Основной контингент учащихся — служащие, гимназисты, ремесленники и др. (с учащихся взималась небольшая плата).
Коллективные (хоровые) и индивидуальные (пение и игра на инструментах) классы московской Народной консерватории были открыты в разных районах Москвы. К преподаванию привлекались крупные музыканты: С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. В. Николаев, Б. О. Сибор, К. С. Сараджев, Н. Р. Кочетов и др. Наиболее активно и продолжительное время работали Н. Я. Брюсова, Энгель, Линёва, Яворский. Большое значение придавалось общему музыкально-теоретическому образованию, изучению и исполнению русской народной песни. В 1908 открылась Народная консерватория в Петербурге (здесь общей музыкальной подготовке и хоровому пению уделялось несколько меньшее внимание).
Народные консерватории существовали и в других городах. В их организации и структуре не было единообразия. Они проводили преимущественно концертно-лекционную работу.
В первые годы после Oктябрьской революции 1917 Народные консерватории возникли во многих городах (Витебск, Ташкент, Ярославль и др.) на новой, подлинно демократической основе. (Например, Киевская Народная консерватория с первых дней Советской власти стала одним из центров музыкального образования и просвещения. Её возглавлял Яворский. Открылись хоровые классы, проводились концерты с участием Ф. M. Блуменфельда, Г. Г. Нейгауза, П. Коханьского и др. Основной контингент слушателей — рабочие, красноармейцы.)
В последующем при реорганизации музыкально-учебного дела Народные консерватории явились базой для создания профессиональных музыкальных учебных заведений — рабфаков, техникумов и т. п.
Литература: Энгель Ю., Народная консерватория, «Музыкальный труженик», 1908, No 20, с. 3–6.
Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.