Народные консерватории

Категории словаря

Народные консерватории — культурно-просветительские организации в России, имевшие характер общедоступных музыкальных учебных заведений. Народные консерватории ставили своей целью распространение среди широких кругов населения музыкальных знаний путём систематического обучения музыке, а также устройства общедоступных концертов, лекций.

Возникновение народных консерваторий связано с обществ. подъёмом, вызванным Революцией 1905–07; в их организации принимали участие передовые муз. деятели. Первая Н. к. была открыта в Москве в 1906 как муз. секция Об-ва нар. ун-тов. Состав организационного комитета — Д. И. Аракишвили, А. Т. Гречанинов, Е. Э. Линёва, С. И. Танеев, А. Г. Чесноков, В. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель и др. Руководящий орган — общее собрание членов Н. к., исполнительный орган — бюро. Осн. контингент учащихся — служащие, гимназисты, ремесленники и др. (с учащихся взималась небольшая плата). Коллективные (хоровые) и индивидуальные (пение и игра на инструментах) классы моск. Н. к. были открыты в разных р-нах Москвы. К преподаванию привлекались крупные музыканты: С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. В. Николаев, Б. О. Сибор, К. С. Сараджев, Н. Р. Кочетов и др. Наиболее активно и продолжит. время работали Н. Я. Брюсова, Энгель, Линёва, Яворский. Большое значение придавалось общему муз.-теоретич. образованию, изучению и исполнению рус. нар. песни.

В 1908 открылась Н. к. в Петербурге (здесь общей муз. подготовке и хор. пению уделялось несколько меньшее внимание). Н. к. существовали и в др. городах. В их организации и структуре не было единообразия. Они проводили преим. концертно-лекционную работу. В первые годы после Oкт. революции 1917 Н. к. возникли во мн. городах (Витебск, Ташкент, Ярославль и др.) на новой, подлинно демократич. основе. (Напр., Киевская Н. к. с первых дней Сов. власти стала одним из центров муз. образования и просвещения. Её возглавлял Яворский. Открылись хор. классы, проводились концерты с участием P. M. Блуменфельда, Г. Г. Нейгауза, П. Коханьского и др. Осн. контингент слушателей — рабочие, красноармейцы.) В последующем при реорганизации муз.-уч. дела Н. к. явились базой для создания профессиональных музыкальных учебных заведений — рабфаков, техникумов и т. п.

Литература: Энгель Ю., Народная консерватория, «Музыкальный труженик», 1908, No 20, с. 3–6.

Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Зингшпиль Музыкальные жанры и формы
Флейта Пана Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Вина Музыкальные инструменты
Бонн музыкальный Национальные культуры
Интервал Теория музыки
Зона (музыка) Теория музыки
Вьетнамская музыка Национальные культуры
Mezza voce, мецца воче Теория музыки
Марьячи Национальные культуры
Струнный оркестр Термины и понятия
Звук музыкальный Теория музыки

Реклама