
Ноно, Луиджи (итал. Luigi Nono; 29 I 1924, Венеция — 8 V 1990, остров Сан-Микеле близ Венеции) — итальянский композитор. Член Итальянской коммунистической партии (ИКП), член ЦК ИКП (с 1975).
В годы 2-й мировой войны 1939–45 участвовал в итальянском Движении Сопротивления. Окончил факультет права Падуанского университета (1946). Композицией занимался у Дж. Ф. Малипьеро в консерватории в Венеции, позже — у Б. Мадерны и Г. Шерхена.
В 1950-е гг. вместе с П. Булезом и К. Штокхаузеном возглавил европейский музыкальный авангардизм. Под влиянием творчества А. Веберна и А. Шёнберга положил начало радикально-сериальной (см. Серийная музыка) и алеаторической (см. Алеаторика) технике в итальянской музыке современной венецианской школы.
Участник (до 1959) интернациональных музыкальных курсов в Дармштадте (ФРГ) и летней школы музыки в Дарлингтоне (Великобритания). В 1967 совершил длительную поездку по Латинской Америке. Посетил СССР (1963, 1973 и 1976).
В творчестве Луиджи Ноно соединились искусная звукопись (в запечатлении красоты мира и утончённых человеческих чувств) со страстным протестом против тоталитаризма, фашистских бесчинств. Многие произведения Ноно возникли как отклик на человеческие страдания, переживание трагической участи людей в современных условиях. Таковы «Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке» (1953), созданная по типу античной трагедии; кантаты «Прерванная песня» (на тексты писем казнённых участников европейского Сопротивления, в т. ч. советских патриотов, 1956) и «На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви» (1962), протестующая против атомной войны; оркестровая композиция «Польский дневник 1958» (1959), написанная после посещения Освенцима и Варшавского гетто.
Обличению бесчеловечности современного империалистического мира посвящена опера «Нетерпимость 1960», воплотившая принципы театра Э. Пискатора и Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского и Б. Брехта; вокально-электронная композиция «Не надо разменивать Маркса» (1968).
Одновременно Луиджи Ноно создаёт созерцательно-лирические произведения кантиленного линеарного стиля, продолжая традиции итальянской ренессансной хоровой полифонии в её современном сонорном (см. Соноризм) преломлении, — кантата «Земля и содружество» (1958), «Песнь любви» для хора, арфы и ударных (1954), «Хоры Дидоны» (1958), хор «Она пришла» (1960) и др.
Для музыкального стиля Ноно характерны лаконизм, концентрированность изложения, стремление к чистоте тембров и голосоведения при сложном многоголосии, прозрачность звучаний. Ноно последовательно применяет средства сериального пуантилизма (их экспрессивно-психологическое воздействие), алеаторики, сонористики и конкретной музыки (в создании звуковой перспективы), часто обращается к электронной музыке.
Сочинения:
оперы — Нетерпимость 1960 (Intolleranza 1960, на тексты Б. Брехта, П. Элюара, В. В. Маяковского, Ж. П. Сартра, 1961, Венеция), Под яростным солнцем любви (Al gran sуle d’amуre, посв. революц. движениям, 1975, т-р «Ла Скала», на сцене т-ра «Лирико», реж. Ю. П. Любимов, хореограф Л. В. Якобсон, худ. Д. Л. Боровский); балет — Красный плащ (Der rote Mantel, по P. Гарсиа Лорке, 1954, Берлин); для солистов, хора и оркестра — Эпитафия Федерико Гарсиа Лорке (Epitаffio per F. Garcia Lorca, в 3-х ч., 1952–53), Песнь любви (Liebeslied, для смеш. хора, арфы, вибрафона и ударных, 1954), Победа Герники (La victoire de Guernica, по Элюару, 1954), Прерванная песня (Il canto sospeso, 1956), Земля и содружество (La terra e la compagna, 1958), Хоры Дидоны (Cori di Didone, для хора и ударных, 1958), На мосту Хиросимы. Песни жизни и любви (Sul ponte di Hiroscima. Canti di vita e d’amore, для солистов и оркестра, 1962), Призрак бродит по миру (Ein Gespenst geht um in der Welt, 1970); для оркестра — Вариации на серию ор. 41 А. Шёнберга (1950), Композиция I (1951), Две экспрессии (Due espressioni, 1953), Композиция II. Польский дневник 1958 (Diario polacco 1958, 1959); для инструмента с оркестром — 2 концерта для фортепиано (1972, 1975), Варианты (Varianti, для скр., струнных и духовых, 1957); инструментальные ансамбли — Полифоника-Монодия-Ритмика (Polifonica-Monodia-Ritraica, 1951), Песни для 13 инструментов (Canti per 13, 1954), Встречи (Incontri, для 24 инструментов, 1955); для голоса — Будет приятно помолчать (Sara dolce tacere, для 8 голосов, 1960), Она пришла. Песни для Сильвии (На venido. Canziones para Silvia, для сопрано и 6 голосов, 1960), Джамила Бупаша (1962); электронная музыка, в т. ч. Не надо разменивать Маркса (Non consumiano Marx, 1968), Как волна силы и света (Como una ola de fuerza y luz, для солиста, фортепиано, магнитофонной ленты и оркестра, 1972), Лусиано (Luciano, 1974); и др.
Литературные сочинения: Die Entwicklung der Reihentechnik, в сб.: Darmstadter Beitrдge zur neuen Musik, Mayence, 1958; Presenza storica della musica d’oggi, «Rassegna musicale», 1960, No l; Appunti per un teatro musicale…, там же, 1961, No 4; Alcune precisazioni su «Intolleranza I960», там же, 1962, No 2–4; Gioco e veritа del nuovo teatro musicale, «Il filo rosso», 1963, aprile, No 1; Possibilitа e necessitа di un nuovo teatro musicale, «Il Verri», 1963, No 9; Musica e Resistenza, «Rinascita», 1963, No 35.
Литература: Келдыш Ю., Песня, которая не прозвучала, «СМ», 1958, No 11; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX века, (M.), 1970, с. 167; Kolisch R., Nonos Varianti, «Melos», 1957, Jahrg. 24; Unger U., L. Nono: Polifonia-Monodia-Ritmica. Il canto sospeso, «Die Reihe», 1958, (Bd) 4; Stockhausen K., Sprache und Musik, в сб.: Darmstadter Beitrage zur neuen Musik, Mayence, 1960; Pestalоzza L., L. Nono e «Intolleranza 1960», «La Biennale di Venezia», 1961, No 43; его жe, Che cosa non tollerano in «Intolleranza I960», «Rinascita», 1962, No 2 (nuova serie); Weissmann J. S., L. Nono und sein Werk, «SMz», 1961; Bortоlottо M., La missione teatrale di L. Nono, «Paragуne», 1962, No 146; D’Amiсо F., La polemica su L. Nono, там же, No 156; Rinzauti L., A colloquio con L. Nono, «RMJ», 1970.
Д. Г. Бергер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.