Ода

Ода (от греч. oda — песня) — в Древней Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. празднику, средняя — представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. процессий. Существовали и О. более интимного содержания, исполнявшиеся соло (Сафо, Анакреонт; название «ода» закрепилось и за лирикой рим. поэта Горация).

В зап.-европ. странах в эпоху Возрождения термин «ода» утвердился как обозначение певшегося или пригодного для пения лирич. стихотворения. С нач. 16 в. мн. композиторы создавали муз. воплощения антич. поэтич. О., равно как и более поздних подражаний им, в т. ч. духовного содержания. Выработались разл. методы муз. трактовки О., в большей или меньшей мере отходившие от передачи антич. поэтич. ритмики (строго метрич. воплощение текстов у Л. Зенфля, М. Агриколы и др., компромисс между метром и словесными акцентами у X. Изака, Орландо Лассо и др.).

В Англии в 17–18 вв. О. представляла собой далёкую от антич. образцов хоровую или родственную кантате вок.-инстр. композицию, предназначавшуюся для придв. праздников или чествования знатного лица, а также сочинявшуюся в честь св. Цецилии — «покровительницы искусств» (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.). В Германии О. создавались отчасти также в характере кантат (И. С. Бах, «Траурная ода»), отчасти в виде песен с генерал-басом (Сперонтес, И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Марпург, К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Кирнбергер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, К. В. Глюк и др.). Линия кантатоподобной О. была продолжена Л. Бетховеном в финале 9-й симфонии, претворявшем текст «Оды к радости» Ф. Шиллера.

Позднее название «ода» нередко давалось сочинениям торжественного, гимнич. характера, предназначенным для разл. составов и разнообразным по форме. В числе их авторов — Л. Керубини, Ф. Давид (2 О.-симфонии), Ф. Лист, Ж. Бизе, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, дух. и удар. инструментов, 1945), А. И. Хачатурян («Ода памяти В. И. Ленина» для оркестра, 1950), M. M. Бурханов (кантата «Ода партии Ленина», 1959), Г. С. Држевский (О. «Моей партии» для баса и симф. оркестра, 1971) и др.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Рожок почтовый Музыкальные инструменты
Генеральная пауза Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Высота звука Теория музыки
Чонгури Музыкальные инструменты
Челеста Музыкальные инструменты
Серпент Музыкальные инструменты
Gaudeamus, Гаудеамус Музыкальные жанры и формы
Оратория Музыкальные жанры и формы
Крюки, знамена Теория музыки
Колокол Музыкальные инструменты
Авторская песня Музыкальные жанры и формы
Мазурка Музыкальные жанры и формы

Реклама