Одесский театр оперы и балета

Город
Одесса
Год основания
1810
Тип
Фото: Alex Levitsky & Dmitry Shamatazhi

Одесский академический театр оперы и балета — украинский театр, один из старейших в СССР.

В 1810 в Одессе в здании, построенном по проекту архитектора Т. де Томона (1809), был открыт театр. Здесь выступали труппы актёра и антрепренёра П. В. Фортунатова, князя А. И. Шаховского. Ставились драм. и оперные спектакли, балеты, водевили (произведения К. А. Кавоса, А. О. Аблесимова, И. А. Крылова, С. И. Давыдова, Я. Б. Княжнина, М. Н. Загоскина, С. С. Гулак-Артемовского, И. П. Котляревского). Гастролировали итальянские и французские труппы.

В 1873 театр сгорел. Новое здание построено в 1887 по проекту австрийского архитектора Ф. Фельнера и Г. Гельмера (фасад украшен аллегорическими скульптурами, театральными масками, бюстами А. С. Пушкина, М. И. Глинки, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова и др. работы Т. Фриделя). Его планировка и технические данные (уникальная акустика) не уступают лучшим театрам Европы. В 1925 в здании театра произошёл пожар, в 1926 оно было восстановлено, театр получил современное название.

Большую роль в истории театра и в пропаганде русской оперной и симфонической музыки сыграл дирижёр народный артист УССР И. В. Прибик (музыкальный руководитель театра в 1894–1937). На сцене театра выступали Ф. И. Шаляпин, С. А. Крушельницкая, Л. В. Собинов, М. И. и H. H. Фигнеры, А. П. Павлова, Е. В. Гельцер и др. Гастролировали Дж. Ансельми, Э. Карузо, М. Баттистини, Л. Джиральдони, Титта Руффо и др. В 1905 была поставлена опера «Вильгельм Телль» Россини. С 1911 ставились в основном оперные спектакли. Впервые были показаны опера «Флорентийская трагедия» Яновского (1914), детская опера «Кот, козёл и баран, или Плутни кота Васьки» Брянского (1900) и др.

После Октябрьской революции 1917 репертуар театра стал пополняться операми советских композиторов: «Орлиный бунт» Пащенко (1927), «Алмаст» Спендиарова (1932); впервые были пост. оперы «Забыл» Прибика (1921), «Разлом» Фемелиди (1929), «Захар Беркут» («Золотой обруч») Лятошинского (1930), «Кармелюк» Костенко (1930), «В плену у яблонь» Чишко (1931), «Дела небесные» (1931) и «Сотник» (1939) Вериковского, «Трагедийная ночь» Данькевича (1935), «Семья» («Искатели счастья») Ходжа-Эйнатова (1940). С 1926 спектакли ставятся на украинском языке.

Балетная труппа сформировалась в 1923 (первая постановка — «Лебединое озеро» Чайковского). Среди постановок — балеты «Карманьола» Фемелиди (1928), «Красный мак» Глиэра (1929), «Ференджи» Яновского (1931).

В первые годы Великой Отечественной войны 1941–45 труппа театра работала в Красноярске (объединилась с Днепропетровским театром оперы и балета), осуществив постановки опер «В бурю» Хренникова и «Кровь народа» Дзержинского. В 1944 театр возобновил свою деятельность в Одессе, открыв сезон оперой «Кармен».

Среди спектаклей: оперы — «Запорожец за Дунаем» (1954), «Садко» (1955); «Сицилийская вечерня» (1955), «Макбет» (1959, впервые на укр. яз.), «Дон Карлос» (1962) Верди, «Броненосец „Потёмкин“» Чишко (1956), «Заря» Молчанова (1957), «Катерина» Apкaca (1958), «Назар Стодоля» Данькевича (1960); «Галька» (1962); «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1969), «Tapac Бульба» Лысенко (1971), «Джонни из Гвианы» Буша (1973); оперетты — «В степях Украины» Сандлера (1960), «Дочь Кубы» Листова (1963) и др.; балеты — «Пер Гюнт» на музыку Грига (1959), «Спартак» Хачатуряна (1961), «Берег надежды» Петрова (1962), «Лесная песня» Скорульского (1963), «Отелло» Мачавариани (1964), «Тропою грома» Караева (1973).

Среди произведений, поставленных впервые, — оперы «Жестокость» (1968) и «Лейтенант Шмидт» (1972) Кравченко, «Белеет парус» Баневича (1969); балеты — «По синему морю» (1955) и «Дюймовочка» (1965) Русинова, «Урок жизни» (1960), «Княгиня Волконская» (1971), «Свичкина свадьба» (1974) Знатокова, «Песня синего моря» Буевского (1967).

В театре работали: дирижёры — С. А. Столерман, Г. А. Столяров, А. Э. Маргулян, А. М. Пазовский, Н. Д. Покровский; режиссёры — В. А. Лосский, Н. М. Стефанович, Н. Н. Боголюбов, В. Д. Манзий, Я. А. Гречнев; художники — P. P. Федоровский, А. Г. Петрицкий, И. С. Назаров, П. А. Злочевский; балетмейстеры — К. Я. Голейзовский, П. П. Вирский, M. P. Моисеев, В. И. Вронский, А. И. Терехов. На сцене театра пели — Б. А. Руденко, М. С. Гришко, К. А. Лаптев, И. С. Паторжинский, Г. С. Пирогов, Ю. С. Кипоренко-Даманский, Г. В. Олейниченко, М. П. Бем, О. Н. Благовидова, И. И. Воликовская, А. И. Жуковская, Г. А. Поливанова, А. И. Батурин, П. И. Цесевич, Н. К. Печковский, А. Г. Азрикан, К. И. Тоцкий, А. С. Чишко и др.

В труппе театра (1975): певцы — нар. арт. СССР Р. М. Сергиенко, Н. А. Ткаченко, нар. арт. УССР Н. Л. Огренич, А. П. Рихтер, засл. арт. УССР Г. И. Дранов, Е. Н. Иванов, З. П. Лысак, А. И. Макаров, Т. В. Мороз, В. С. Нещеретный, В. В. Олейникова; артисты балета — засл. арт. УССР Н. З. Барышева, С. Я. Вальтер, В. Г. Каверзин, Э. А. Караваева, С. А. Антипова, В. Я. Новицкий, П. Д. Фомин; гл. дирижёр — нар. арт. РСФСР Б. И. Афанасьев, гл. режиссёр — нар. арт. РСФСР Ю. Н. Леков, гл. балетмейстер — В. В. Смирнов-Голованов, гл. хормейстер — Л. М. Бутенко, гл. художник — нар. художник УССР, засл. деят. иск-в Груз. ССР П. А. Злочевский.

В 1970 и 1973 театр гастролировал в Москве, в 1971 и 1975 в Болгарии; в 1973 группа артистов балета выступала в странах Ближнего Востока.

Литература: Скальковский А., Биографический очерк одного театра, «Одесский вестник», 1858, No 12; Одеський державний театр опери та балету, Одеса, 1929; Одеський державний робiтничий театр опери та балету. П’ять рокiв, Одеса, 1932; Pащин М., Одеський оперний театр, «Театр», Киiв, 1938, No 1; Одесса. Театр оперы и балета (под ред. В. Гетьмана), Од., 1957; Розен Л. А., Шумакова Л. Н., Одесский театр оперы и балета, Од., 1964; Одесский государственный академический театр оперы и балета, (сост. Кулик В. С.), Од., 1966; Артёмов А., Игнаткин И., Одесский оперный театр, К., 1969.

Ю. С. Евелева, С. М. Коган
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Фото: Alex Levitsky & Dmitry Shamatazhi

Одесский академический театр оперы и балета открыт в 1810. Вначале ставились драматические и музыкальные спектакли, в которые как обязательная часть входили балетные дивертисменты. Нередко в театре выступали иностранные и русские артисты. В 1836 были показаны балеты «Счастливая дикая, или Торжество любви», «Квакеры, или Английские матросы», «Оставленная Артемида». В балетах «Сильфида» и «Пахита» выступали известный московский танцовщик К. Ф. Богданов и его дочери.

В 1853 выдающаяся петербургская танцовщица Е. И. Андреянова вместе с группой артистов московского Большого театра познакомила зрителей с балетами «Своенравная жена» Адана, «Катарина, или Дочь разбойника» Пуньи, «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность», «Жизель» и др.

В труппу И. Я. Сетова, гастролировавшую в Одессе в 1889, входили итальянские артисты во главе с прима-балериной А. Белла; балетмейстер Д. Саракко поставил балеты «Сильвия» Делиба, «Эксцельсиор» Маренко, «Брама» Даль Арджине, «Эсмеральда».

С середины 1890-х годов в театре ставились главным образом оперные спектакли. В антрепризе Салтыкова в качестве балетмейстера работал Ф. Нижинский, ставивший танцы во многих операх. В 1910-х гг. была организована постоянная балетная труппа, артисты которой участвовали и в танцевальных сценах опер и в одноактных балетах («Праздник Афродиты», 1916, и др.). Известностью пользовались балетмейстеры Люизинский, Р. Ремиславский, артисты Т. Р. и В. Р. Гамсахурдия, Е. А. Пушкина, В. Каросса.

После окончательного освобождения Одессы от белогвардейцев (1920) одним из первых мероприятий Советской власти в области театральной культуры явилось постановление о расширении труппы театра. Была организована хореографическая школа под руководством Е. А. Пушкиной, воспитанники которой продолжали образование в Музыкально-драматическом институте (Муздрамин, 1923-24), где хореографическое отделение возглавлял В. И. Пресняков.

В 1923 балетмейстер Р. И. Баланотти поставил «Лебединое озеро», в 1924 — «Конька-Горбунка», «Вечер синтеза». В 1924-25 были поставлены также «Лебединое озеро», «Коппелия», «Корсар» и большая концертная программа с участием Пушкиной, О. С. Чаплыгиной, С. В. Холодной, В. В. Мерхасина, П. П. Павлова, П. С. Карсавина.

Значительными событиями стали поставленные К. Я. Голейзовским балеты «Иосиф Прекрасный» и «В солнечных лучах» («Гротеск») Василенко (оба — 1926). Оригинальность, самобытность сценического решения отличали балеты «Красный мак» (1928) и «Эсмеральда» (1929) в постановке Н. А. Болотова и П. П. Вирского. В этих спектаклях раскрылись дарования танцовщиц И. Л. Герман и Т. Г. Демпель.

В 1930 М. Ф. Моисеев осуществил постановку героико-революционного балета «Карманьола», музыка которого была написана дирижёром театра композитором В. А. Фемилиди. В 1937 к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина театр поставил «Цыганы» Василенко и «Бахчисарайский фонтан». Ведущие солисты 30-х гг. — К. И. Сальникова, А. И. Васильева, Т. Л. Иваньковская, Л. А. Цхомелидзе, А. И. Терехов, М. П. Егоров.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 театр работал в Красноярске, объединившись вместе с Днепропетровским театром. Артисты балета выступали в составе фронтовых концертных бригад. В 1944 театр возобновил спектакли в Одессе. В первые послевоенные годы В. И. Вронский (1940-54 главный балетмейстер) поставил украинский национальный балет «Лилея» (1945) и балет «Олеся» Русинова (1947). В работе под руководством Вронского над спектаклями «Щелкунчик» (1950), «Шурале» (1952), «Весенняя сказка» на музыку Чайковского (1953) проявились творческие индивидуальности артистов И. И. Балаева, А. А. Данченко, В. Г. Каверзина, Л. М. Козуленко, И. Г. Михайличенко, Е. А. Русиновой, А. Б. Рындиной, П. П. Павлова-Кивко, А. М. Середы.

В 1958-70 коллектив возглавлял Н. И. Трегубов, утверждавший танцевальную образность и советский репертуар. Среди лучших его работ: «Лесная песня» Скорульского и «Спартак» (оба — 1962), «Берег надежды» (1963), «Отелло» (1964). В 1970-75 главный балетмейстер И. А. Чернышёв. Среди его постановок: «Тропою грома» (1971); «Свечкина свадьба» Знатокова (1974). Большую роль в творческом воспитании артистов сыграла педагогическая деятельность балетмейстеров Д. Ф. Алидорт и И. И. Вишнякова.

В 1-й половине 1950-х гг. труппа пополнилась молодыми артистами — выпускниками Московского и Киевского хореографических училищ, а после 1967 почти полностью обновилась. Использованием новой хореографической лексики отмечены балеты «Я имя твоё пишу...» на музыку Пуленка (1968, балетмейстеры О. Г. Тарасова и А. А. Лапаури), «Золушка» (1968) и «Тщетная предосторожность» (1972) — оба балетмейстер О. М. Виноградов.

В 1929 театру присвоено звание академического. В театре работали балетмейстеры: Вирский, Болотов, П. К. Йоркин, Моисеев, Трегубов, С. А. Павлов, Вронский, A. B. Чичинадзе.

В труппе театра (1979): нар. арт. УССР Н. З. Барышева, засл. арт. УССР С. А. Антипова, Э. А. Караваева, В. Г. Каверзин, В. Я. Новицкий, М. В. Петухов, В. В. Филиппова (Волкова), П. Д. Фомин, артисты С. Л. Горбачев, В. Н. Грищукова, Ю. П. Мальченко, И. А. Лаврова, Т. К. Комаревич, A. A. Житникова, Л. Ф. Нерубащенко, В. И. Купало, H. H. Стоян, С. Г. Яппаров. С 1976 главный балетмейстер В. В. Смирнов-Голованов, балетм. засл. арт. РСФСР Н. И. Рыженко, главный дирижёр — нар. арт. РСФСР Б. И. Афанасьев, главный художник — нар. худ. УССР и засл. деят. иск-в Груз. ССР П. А. Злочевский. Артисты труппы гастролировали за рубежом.

Литература: Станiшевський Ю., Украïнський радянський балетний театр (1925–1975), Киïв, 1975.

И. Г. Кузнецова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Фото: Alex Levitsky & Dmitry Shamatazhi

реклама

вам может быть интересно

Государственная премия СССР Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

«Дон Жуан» в Одессе (operanews.ru) 13.05.2012 в 08:32
Успех «Князя Игоря» в Одессе (operanews.ru) 17.07.2011 в 15:21

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама