Итальянский оперный композитор Дж. Перголези вошел в историю музыки как один из создателей жанра оперы-buffa. В своих истоках связанная с традициями народной комедии масок (dell’arte), опера-buffa способствовала утверждению светских, демократических начал а музыкальном театре XVIII в.; она обогатила арсенал оперной драматургии новыми интонациями, формами, сценическими приемами.
Сложившиеся в творчестве Перголези закономерности нового жанра обнаружили гибкость, способность к обновлению и разнообразнейшим модификациям. Историческое развитие onepa-buffa ведет от ранних образцов Перголези («Служанка-госпожа») — к В. А. Моцарту («Свадьба Фигаро») и Дж. Россини («Севильский цирюльник») и далее в XX век («Фальстаф» Дж. Верди; «Мавра» И. Стравинского, темы Перголези композитор использовал в балете «Пульчинелла»; «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева).
Вся жизнь Перголези прошла в Неаполе, прославленном знаменитой оперной школой. Там он окончил консерваторию (среди его педагогов были известные оперные композиторы — Ф. Дуранте, Г. Греко, Ф. Фео). В неаполитанском театре Сан-Бартоломео была поставлена первая опера Перголези — «Салюстия» (1731), а через год в том же театре состоялась историческая премьера оперы «Гордый пленник». Внимание публики привлек, однако, не основной спектакль, а две комедийные интермедии, которые Перголези, следуя сложившейся в итальянских театрах традиции, поместил между актами оперы-seria.
Вскоре ободренный успехом композитор составил из этих интермедий самостоятельную оперу — «Служанка-госпожа». Все было новым в этом спектакле — простой бытовой сюжет (ловкая и хитрая служанка Серпина выходит замуж за своего хозяина Уберто и сама становится госпожой), остроумные музыкальные характеристики персонажей, живые, действенные ансамбли, песенно-танцевальный склад интонаций. Стремительный темп сценического действия требовал от исполнителей большого актерского мастерства.
Одна из первых опер-buffa, завоевавшая огромную популярность в Италии, «Служанка-госпожа» способствовала расцвету комической оперы в других странах. Триумфальный успех сопровождал ее постановки в Париже летом 1752 г. Гастроли труппы итальянских «буффонов» стали поводом для острейшей оперной дискуссии (так называемой «войны буффонов»), в которой столкнулись приверженцы нового жанра (среди них были и энциклопедисты — Дидро, Руссо, Гримм и др.) и поклонники французской придворной оперы (лирической трагедии).
Хотя по приказу короля «буффоны» были вскоре изгнаны из Парижа, страсти еще долго не утихали. В атмосфере споров о путях обновления музыкального театра и возник жанр французской комической оперы. Одна из первых — «Деревенский колдун» знаменитого французского писателя и философа Руссо — составила достойную конкуренцию «Служанке-госпоже».
Перголези, проживший всего 26 лет, оставил богатое, замечательное по своей ценности творческое наследие. Прославленный автор опер-buffa (кроме «Служанки-госпожи» — «Влюбленный монах», «Фламинио» и др.), он с успехом работал и в других жанрах: писал оперы-seria, духовную хоровую музыку (мессы, кантаты, оратории), инструментальные произведения (трио-сонаты, увертюры, концерты). Незадолго до смерти была создана кантата «Stabat Mater» — одно из самых вдохновенных произведений композитора, написанное для небольшого камерного состава (сопрано, альт, струнный квартет и орган), наполненное возвышенным, искренним и проникновенным лирическим чувством.
Произведения Перголези, создававшиеся почти 3 века назад, несут то замечательное ощущение юности, лирической открытости, увлекающего темперамента, которые неотделимы от представления о национальном характере, самом духе итальянского искусства. «В его музыке», — писал о Перголези Б. Асафьев, — «наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьяненностью звучат страницы, пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды, в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная веселость царят легко и свободно, как в дни карнавалов».
И. Охалова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Перголези, Джованни Баттиста (итал. Giovanni Battista Pergolesi; настоящая фамилия — Драги, Draghi; псевдоним — по городу, где жили предки Перголези; 4 I 1710, Ези, провинция Анкона — 17 III 1736, Поццуоли, близ Неаполя) — итальянский композитор.
Учился в одной из консерваторий Неаполя (среди учителей — композиторы Г. Греко, Ф. Дуранте, Ф. Фео). В 1731 была поставлена первая опера-сериа Перголези «Салюстия» (театр «Сан-Бартоломео», Неаполь). Перголези писал оперы-сериа, оратории, музыку к диалектальным комедиям (на неаполитанском диалекте) и комическим интермедиям, вставлявшимся между актами опер-сериа (они впоследствии исполнялись как самостоятельные небольшие комические оперы). В 1733 им создана опера-сериа «Гордый пленник» (с интермедиями «Служанка-госпожа»), в 1734 — «Адриан в Сирии» (с интермедиями «Ливьетта и Траколло»).
Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы, Перголези преобразил оперный стиль не столько в рамках традиционной оперы-сериа, сколько в новом жанре оперы-буффа, первым классиком которой он является. «Служанка-госпожа» — лучшая и известнейшая опера-буффа Перголези, она открывает историю нового жанра. По своему типажу и развитию комедийного сюжета этот жанр первоначально был близок итальянской комедии дель арте и в большой мере противостоял условным историко-легендарным сюжетам и героям оперы-сериа. Новым был музыкальный стиль оперы-буффа у Перголези. Он отказался от виртуозного пения, «концертности» традиционной неаполитанской оперы и создал оживлённые, действенные, жанрово-характерные буффонные арии и ансамбли с чертами бытовой песенности.
«Служанка-госпожа» послужила образцом нового, более жизненного и демократического оперного искусства и за пределами Италии: она стимулировала начало «войны буффонов» в Париже (1752). Черты нового проявились и в других сочинениях Перголези (в трио-сонатах, в оперных увертюрах), предвосхитивших глубокий стилевой перелом в искусстве середины 18 века.
Среди многочисленных духовных произведений Перголези выделяется Stabat mater (для сопрано, альта, струнного квартета и органа, 1735). Благодаря лирической проникновенности, гармонической ясности, даже интимности общего склада (камерный состав исполнителей) это произведение получило мировое признание.
Творческая личность Перголези отличается не только редкой яркостью, но и удивительной цельностью: за короткую творческую жизнь он наметил новые пути для всех жанров, к которым обращался. И. Ф. Стравинский написал на музыкальные темы Перголези балет (с пением) «Пульчинелла» (1919, поставлен в 1920).
Сочинения:
оперы — свыше 10 опер-сериа, в т. ч. Гордый пленник (Il prigionier superbo, с интермедиями Служанка-госпожа, La serva padrona, 1733, театр «Сан-Бартоломео», Неаполь), Олимпиада (L’Olimpiade, 1735, «Театр Тординона», Рим), оперы-буффа, в т. ч. Влюблённый монах (Lo frate ’nnamorato, 1732, театр «Фьорентини», Неаполь), Фламинио (Il Flaminio, 1735, там же); оратории, кантаты, мессы и др. духовные сочинения, в т. ч. Stabat Mater, концерты, трио-сонаты, арии, дуэты.
Собрание сочинений: Recente l’edizlone dell’Opera omnia, v. 1–25 (также 2 тома без номеров), Roma, 1936–42.
Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; Sсherillo M., Storia letteraria dell’opera buffa napolitana delie origini al principio del secolo XIX, Napoli, 1883, L’opera buffa napoletana durante il settecento…, (Mil., 1917); D’Arienzo N., Die Entstehung der komischen Oper, Lpz., 1902; Radiciotti G G. B. Pergolesi. Vita, opere ed influenza su l’arte, Roma, 1910; Fede1i v. , Un’opera sconosciuta di Pergolesi?, Novara, 1910; Subira J., Giovanni Battista Pergolesi y la serva padrona, Madrid, 1922; Della Corte A., L opera comica italiana nel 700, v. 1, Bari, 1923; его жe, Pergolesi, con citazioni musicali, Torino. (1936); Sсh1itzer F., G. B. Pergolesi, Turino, 1940; Luciani S. A., G. В. Pergolesi, 1710–1736. Note e documenti…, Sienna, 1942; Damerini A., Lo «Stabat Mater» di Pergolesi in una rara trascrizione di Paisiello Firenze, 1953; Margadonna M., Pergolesi, (Mil., 1961).
T. H. Ливанова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.