
Петерсон-Бергер, Улоф Вильгельм (швед. Wilhelm Peterson-Berger; 27 II 1867, Уллонгер — 3 XII 1942, Эстерсунд) — шведский композитор, музыкальный критик, музыкальный писатель. Член Шведской академии музыки (1921).
Учился у Ю. Денте и О. Боландера в Стокгольмской консерватории (1886–1889), брал уроки игры на фортепиано у Г. Шольца и композиции у Э. Кречмара в Дрездене. В 1889–91 был учителем музыки в Умео (Швеция), в 1892–94 преподавал в музыкальной школе в Дрездене. В 1895–1908 и 1910–30 выступал как музыкальный критик газеты «Дагенс нюхетер» (под псевдонимомами сначала — t, затем P.-B.). Его избранные статьи и очерки переиздавались в сборниках в 1923 и 1951. В 1908–10 главный режиссёр Королевской оперы в Стокгольме, где поставлены все его музыкальные драмы.
Петерсон-Бергер — представитель национального романтизма, последователь идей Р. Вагнера (перевёл его литературные произведения на шведский язык, ставил его оперы). В сочинениях широко использовал шведский музыкальный фольклор (на народных шведских легендах основана его опера «Арнльот»). 3-я симфония Петерсон-Бергера — одно из наиболее значительных произведений скандинавского симфонизма.
Сочинения:
оперы (музыкальные драмы; все на собственное либретто; пост. в Стокгольме) — Ран (соч. 1890, пост. 1903), Арнльот (1910), Пророки судного дня (Domedagsprofeterna, 1919), Адильс и Элисив (1927); для оркестра — 5 программных симфоний (1903, 2-я ред. 1933; 1910, 1915, 1929, 1933), пьеса Карнавал в Стокгольме (Carnaval in Stockholm); концерт для скрипки с оркестром (1928); 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1887, 1910); для фортепиано — 3 программных сюиты, в т. ч. Анакреонтическая; кантаты, хоры; более 100 песен с фортепиано (некоторые также с оркестром).
Литературные сочинения: Svensk musikkultur, Stockh., 1911; Richard Wagner som kulturforeteelse, Stockh., 1913; Melodins mysterium, Stockh., 1937; Om musik, Stockh., 1942.
Литература: Carlberg B., Peterson-Berger, Stockh., 1950.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.