Патрисия Пётибон

Дата рождения
27.02.1970
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Франция
Патрисия Петибон. Фото — Felix Broede (DG)

Патрисия Пётибон (фр. Patricia Petibon; 27 февраля 1970, Монтаржи, деп. Луаре) — французская оперная певица (сопрано).

«Голос — это центр души», — утверждает французская певица Патрисия Пётибон, и с этим трудно не согласиться, особенно когда речь идет о таком прекрасном колоратурном сопрано.

Патрисия родилась во французском городе Монтаржи. Решение связать свою жизнь с вокальным искусством пришло не сразу. В детстве наряду с музыкой она увлекалась изобразительным искусством и балетом, но все-таки пристрастие к пению одержало верх. Патрисия Пётибон обучалась в консерватории в Туре, а затем в Париже, где наставницей ее была Рашель Якар. Оба учебных заведения певица окончила с отличием.

Оперный дебют певицы состоялся в 1996 г. в Парижской опере — Пётибон выступила в опере Жана-Филиппа Рамо «Ипполит и Арасия». Дебютная партия во многом оказалась судьбоносной — впоследствии Патрисия Петибон прославилась в первую очередь как исполнительница барочного репертуара, что как нельзя лучше соответствует удивительной чистоте ее голоса. Творения Жана-Батиста Люлли, Марка-Антуана Шарпантье, Генри Пёрселла, Антонио Вивальди и других композиторов эпохи барокко стали истинным украшением ее репертуара. К исполнению барочной музыки певица подходит очень строго, называя себя «пуристом» в этом отношении: по мнению Пётибон, исполнять эти произведения следует с оркестром, состоящим из инструментов той эпохи (оркестр современного состава может дать необходимую динамику, но не даст нужных тембровых «красок»).

Но менее всего певицу можно упрекнуть в «узкой специализации». Свой репертуар Патрисия Пётибон сравнивает с коллекцией обуви: вот «маленькие туфли» — произведения Георга Фридриха Генделя и Вольфганга Амадея Моцарта, а вот «большие»… К «большим туфлям» певица причисляет, например, заглавную партию в опере Альбана Берга «Лулу», которую она исполнила на Зальцбургском фестивале. В образе этой героини исполнительницу привлекает сочетание всепоглощающей любви и глубочайшей скорби. Ее Лулу — не столько агрессивная женщина-вамп, «пожирающая» мужчин, сколько жертва, ведомая по жизни провидением от благополучия до полного разрушения и гибели.

Другой композитор ХХ столетия, в чьих произведениях раскрылась одна из граней таланта Пётибон — Франсис Пуленк. Певица принимала участие в записи его «Stabat mater», но особенно важным стало для нее выступление в опере «Диалоги кармелиток» в Театре Елисейских полей. В этом произведении Патрисия исполняла в разные сезоны две роли — Констанс и Бланш. Эти героини глубоко различны: Констанс — яркая, светлая, Бланш — более мрачная, постоянно борющаяся со своим страхом, хотя обеих героинь ожидает трагический финал. Партию Констанс

Патрисия считает одной из наиболее успешных своих ролей, а оперу «Диалоги кармелиток» воспринимает как своеобразный «портрет», запечатлевший образ французской нации в один из самых трагических моментов ее истории (Французская революция), и потому исторический сюжет оказывается глубоко современным: «Мы не можем радоваться крови невинных людей, даже если короли были варварами», — утверждает артистка.

Журналисты иногда спрашивают Патрисию, не скучно ли ей после таких героинь, как Лулу, Бланш или Джильда в «Риголетто», возвращаться к барочной опере, но исполнительница убеждена, что в операх эпохи барокко можно встретить не менее драматичные характеры. Такова, например, Гиневра в опере Генделя «Ариодант», которую Патрисия называет «гиперчувствительной девушкой». В постановке Ричарда Джонса, в которой Пётибон исполняла эту партию, действие оперы Генделя было перенесено в 1970-е гг., что делало ситуацию еще более драматичной.

Но какую бы партию ни исполняла Патрисия Пётибон, для нее это не просто очередной образ, а истинное перерождение: «Иногда я думаю, что артисты — инопланетяне, — утверждает певица. — Нет такой роли, которая не оставляла бы следов на психике». Идеалом для нее является Мария Каллас. Нет, Пётибон не пытается подражать ей в вокальном плане или непременно исполнять те же партии, которые пела она (хотя о роли Виолетты Патрисия мечтает — именно ради того, чтобы лучше узнать Марию Каллас) — но она старается подходить к интерпретации каждой партии так, как делала это Каллас: «Она всегда отдавала всё, вплоть до саморазоблачения… Я считаю ее очень смелой».

Подобная артистическая «смелость» присуща и самой Пётибон — в том числе и в выборе репертуара, она смело берется за новые для нее области музыки. Например, в диск «Melancolia» вошли произведения испанских композиторов — Мануэля де Фальи, Энрике Гранадоса, а также бразильца Эйтора Вила-Лобоса. При записи диска «Nouveau Monde» певица, по ее словам, почувствовала себя Христофором Колумбом, открывающим новые земли: наряду с барочными ариями в этот диск вошли произведения неизвестных композиторов из Южной Америки в сопровождении национальных инструментов. Певица убеждена, что без подобного «исследования новых земель» жизнь в искусстве невозможна: «Мы должны двигаться вперед, чтобы знать, как далеко простираются наши возможности».

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Джон Кокс Деятели
Эннио Морриконе Композиторы
Эбенезер Праут Композиторы
Филипп де Монте Композиторы
Гражина Бацевич Композиторы

Реклама