
Петрова-Званцева (урождённая Петрова) Вера Николаевна (31 VIII (12 IX) 1876, Саратов — 11 II 1944, Москва) — русская советская певица (меццо-сопрано), педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
В 1897 окончила Московскую консерваторию по классу пения у В. М. Зарудной. Как концертная певица впервые выступила в 1891; на оперной сцене с 1897. Пела в Тбилисском оперном театре (1898–1900), в Московской частной русской опере (1900–04), в Оперном театре Зимина (1905–18, с перерывами).
Обладала голосом широкого диапазона (as-h2), большой силы и необычайной лёгкости; отличалась ярким драматическим талантом и темпераментом, искусством перевоплощения. В обширном репертуаре певицы были самые разнохарактерные партии; наиболее близки Петровой-Званцевой сильные, драматические образы (Кармен, Далила; Груня в опере «Вражья сила»). Одна из лучших исполнительниц партий в операх Н. А. Римского-Корсакова.
Среди партий: Кащеевна («Кащей бессмертный», первая исполнительница, 1902), Любава; Морена («Млада» Римского-Корсакова), Ганна, Лель, Ваня; Марфа («Хованщина»), Любаша («Царская невеста»), Рогнеда («Рогнеда» Серова), Любовь («Мазепа»), Иоанна; Шарлотта («Вертер»), Амнерис. В сезонах 1908/09 и 1911/12 выступала с концертами в Берлине (исполняла произведения русских композиторов). Оперную сцену оставила в 1922. В 1916–32 профессор Московской консерватории.
Литература: «Русский артист», 1908, No 3, с. 36–38; Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 144–47; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1–2, М., 1953–54; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций. 1905–1917, Л., 1975.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Жена Н. Званцева. Родилась в семье служащего. По окончании гимназии брала уроки пения у С. Логиновой (ученицы Д. Леоновой). С 1891 выступала в концертах. В апреле 1894 дала в Саратове концерт и на вырученные средства уехала продолжать учебу в Московской консерватории (по рекомендации В. Сафонова была сразу зачислена на 3-й курс в класс В. Зарудной; гармонию изучала у М. Ипполитова-Иванова, сценическое мастерство — у И. Булдина).
Окончив консерваторию, дебютировала в 1897 в партии Вани («Жизнь за царя» М. Глинки в Орле) Оперное товарищество Н. Унковского), затем выступала в Ельце, Курске. В 1898–1899 солистка Тифлисской оперы (художественный руководитель И. Питоев). Осенью 1899 по рекомендации М. Ипполитова-Иванова была принята в Московскую частную русскую оперу, где, дебютировав в партии Любаши («Царская невеста»), выступала до 1904. В 1901 вместе с Ипполитовым-Ивановым стала инициатором создания Товарищества Московской частной оперы. В 1904–22 (с перерывами в сезонах 1908/09 и 1911/12) пела на сцене московской Оперы С. Зимина. Гастролировала в Киеве (1903), Тифлисе (1904), Н. Новгороде (1906, 1908, 1910, 1912), Харькове (1907), Одессе (1911), в городах Поволжья (1913), Риге (1915), в Японии (1908, вместе с Н. Шевелевым), Франции и Германии.
Обладала мощным, ровным голосом теплого тембра и обширного диапазона (от ля-бемоль малой до си 2-й октавы), ярким артистическим темпераментом. Исполнение отличалось свободой сценического поведения, хотя порой игра приобретала черты экзальтации, особенно в драматических партиях. Художественному росту певицы во многом способствовал Н. Званцев, готовивший с ней партии. Репертуар артистки включал около 40 партий (исполняла также сопрановые партии: Иоанны д’Арк, Заза, Шарлотта — «Вертер»).
«Будет ли опера музыкальной драмой или она превратится в какую-либо иную форму искусства. Но когда слушаешь таких певиц, как Петрова-Званцева, — хочется верить, что опера останется не спортом, не состязанием певцов на силу голоса, не дивертисментом в костюмах, но глубоко содержательной, вдохновенной сценической формой театрального искусства» (Кочетов Н., «Московский листок». 1900. № 1).
1-я исполнительница партий: Фрау Луизы («Ася»), Кащеевны («Кащей бессмертный»), Аманды («Мадемуазель Фифи»), Катерины («Страшная месть»), Зейнаб («Измена»); в Москве — Маргареты («Вильям Ратклиф»), Беранжеры («Сарацин»), Дашутки («Горюша»), Морены («Млада»), Екатерины II («Капитанская дочка»), Ноэминь («Руфь»), Шарлотты («Вертер»); на русской сцене — Марги («Роланда»), Зазы («Заза»), Мюзетты («Жизнь Латинского квартала»).
Петрова-Званцева была одной из лучших интерпретаторов женских образов в операх Н. Римского-Корсакова: Кащеевны, Любаши («Царская невеста»). Среди других лучших партий: Солоха («Черевички»), Княгиня («Чародейка»), Марфа («Хованщина»), Груня («Вражья сила»), Зейнаб, Шарлотта («Вертер»), Далила, Кармен (исполнила около 1000 раз). По свидетельству критики, созданный ею образ Кармен «ознаменовал большой сдвиг в оперном театре, характерный для начавшейся в начале XX века борьбы за реализм на оперной сцене».
Другие партии: Ваня («Жизнь за царя» М. Глинки), Ангел, Избрана, Любовь, Иоанна д’Арк, Графиня («Пиковая дама»), Ганна («Майская ночь»), Любава, Лель, Рогнеда («Рогнеда»); Амнерис, Азучена, Паж Урбан, Зибель, Лаура («Джоконда»).
Партнеры: М. Бочаров, Н. Веков, С. Друзякина, Н. Забела-Врубель, М. Максаков, П. Оленин, Н. Сперанский, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин, В. Шкафер. Пела п/у М. Ипполитова-Иванова, Э. Колонна, Н. Кочетова, Дж. Пагани, И. Палицына, Е. Плотникова.
Петрова-Званцева была также выдающейся камерной певицей. Неоднократно выступала в концертах с сольными партиями в кантатах И. С. Баха, участвовала в «Исторических концертах» С. Василенко с произведениями Р. Вагнера. В сезонах 1908/09 и 1911/12 с большим успехом концертировала в Берлине (п/у С. Василенко), где исп. произв. рус. композиторов. Репертуар певицы включал также поэму «Вдова» С. Василенко (1-я исполнительница, 6 февр. 1912, Берлин, п/у автора) и сольные партии в сюите «Заклинания» (1911), поэме «Жалобы музы» (1916) того же композитора. Певице посвятили свои романсы Н. Миклашевский («О, не сердись», 1909) и С. Василенко («Говори мне, мой милый», 1921). Один из последних концертов артистки состоялся в феврале 1927.
Ее искусство высоко ценили А. Аренский, Э. Колонн, С. Кругликов, А. Никиш, Н. Римский-Корсаков, Р. Штраус. Вела педагогическую деятельность: руководила оперным классом в московской Народной консерватории в 1912–30 преподавала в Московской консерватории (с 1926 профессор), в конце 1920-х — 30-х гг. работала в техникумах им. В. В. Стасова и А. К. Глазунова (класс сценической постановки).
Ученики: Е. Богословская, К. Васькова, В. Волчанецкая, А. Глухоедова, Н. Дмитриевская, С. Крылова, М. Шутова. Записывалась на грампластинки (св. 40 произв.) в Москве («Колумбия», 1903; «Граммофон», 1907, 1909), Петербурге («Пате», 1905). Имеется портрет Петровой-Званцевой художника К. Петрова-Водкина (1913).
Литература: Русский артист. 1908. № 3. С. 36–38; В. Н. Петрова-Званцева. (Некролог) // Литература и искусство. 1944. 19 февр.; Василенко С. Страницы воспоминаний. — М.; Л., 1948. С. 144- 147; Римский-Корсаков: Материалы. Письма. Т. 1–2. — М., 1953–1954; Левик С. Ю. Записки оперного певца — 2-е изд. — М., 1962. С. 347- 348; Энгель Ю. Д. Глазами современника» Избр. статьи о русской музыке. 1898–1918. — М., 1971. С. 197, 318, 369; Боровский В. Московская опера С. И. Зимина. — М., 1977. С. 37–38, 50, 85, 86; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр между двух революций 1905–1917. — Л., 1975. С. 81–82, 104, 105; Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. — М., 1985. С. 191, 192, 198, 200–204; Мамонтов П. Н. Монография об оперной артистке Петровой-Званцевой (рук.) — в ГЦТМ, ф. 155, ед. хр. 133.