Антонио Мария Гаспаро Саккини (итал. Antonio Maria Gasparo Sacchini; 14 июня 1730 года, Флоренция — 6 или 7 октября 1786 года, Париж) — итальянский композитор.
Учился в неаполитанской консерватории «Санта-Мария ди Лорето» у Дж. Манно (пение), Н. Фьоренца (скрипка), Ф. Дуранте (гармония, контрапункт, композиция). Дебютировал в 1756 интермедией «Фра Донато» (исполнена студентами консерватории). С 1758 работал в капелле консерватории (с 1761 второй капельмейстер). Оперы Саккини «Андромаха» (1761) и др. с успехом ставились в Италии. С 1769 был «маэстро ди капелла» (хормейстер и вокальный педагог) в консерватории (оспедалетто) «Санти-Джованни э Паоло» в Венеции. Среди учеников — Л. Конти, А. Габриели.
С 1770 жил в Германии, создавая оперы для Мюнхена и Штутгарта, затем вернулся в Италию, ставил свои оперы в Венеции, Неаполе, Милане. В 1772–81 работал в Лондоне, где с успехом исполнялись его оперы «Тамерлан» (1773), «Монтесума» (1775), «Солдатская любовь» (1778) и др.
В 1782 переехал в Париж, переделал для французской сцены ряд своих опер, в т. ч. «Сид», «Армида». В разгоревшейся «войне глюкистов и пиччинистов» примкнул к партии К. В. Глюка. Представитель неаполитанской оперной школы, Саккини испытал влияние Глюка, что нашло отражение в одной из лучших опер Саккини «Эдип в Колоне» (1785), принесшей ему славу.
Сочинения:
Андромаха (1761, т-р «Сан-Карло», Неаполь), Александр Север (1762, т-р «Сан-Сальваторе», Венеция), Александр в Индии (1763, там же), Олимпиада (1763, т-р «Нуово», Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide nconosciuta, 1764, т-р «Арджентина», Рим), Сид (1769, там же; французская редакция — Химена, или Сид, 1783, Фонтенбло), Армида (1772, «Реджо дукале», Милан; французская редакция — Ринальдо, 1783, «Королевская академия музыки», Париж), Тамерлан (1773, Лондон), Монтесума (1775, там же), Эдип в Колоне (1785, пост. 1786, Версаль), Арвир и Эвелина (поставлена посмертно 1788, «Королевская академия музыки», Париж) и др.; симфонии, камерная инструментальная музыка (скрипичные сонаты, трио-сонаты, струнные квартеты), оратории, мессы и др. духовные произведения.
T. H. Соловьёва
Музыкальная энциклопедия