
Пфицнер, Ханс Эрих (нем. Hans Pfitzner; 23 IV (5 V) 1869, Москва — 22 V 1949, Зальцбург, похоронен в Вене) — немецкий композитор, дирижёр, публицист.
Сын скрипача, работавшего в оркестре Большого театра в Москве. Учился у своего отца, затем во Франкфурте-на-Майне (1886–90) у И. Кнорра (композиция) и у Й. Кваста (фортепиано). Брал уроки у Х. Римана в Висбадене. В 1892–93 преподавал в консерватории Кобленца, был капельмейстером в Майнце; в 1897–1907 преподавал композицию в консерватории Штерна в Берлине и был там же театральным капельмейстером (с 1903). В 1908–1918 городской музик-директор, директор консерватории, руководитель оперного театра в Страсбурге. В 1920–29 преподавал композицию в Берлинской академии искусств. С 1929 жил в Мюнхене, в 1930–34 преподавал композицию в Мюнхенской музыкальной академии.
В 1944 переехал в Австрию. Гастролировал как дирижёр и пианист. Был оперным режиссёром. Почётный доктор философии Страсбургского университета (1910), Королевский прусский профессор (1913).
Известность композитору принесли его оперы «Бедный Генрих» (пост. 1895, Майнц), «Роза из сада любви» (пост. 1901, Эльберфельд) и особенно музыкальная легенда «Палестрина» на собственное либретто (пост. 1917, Мюнхен). Тема оперы — трагическое одиночество человека в чуждом ему мире насилия. Это произведение, музыка и общая концепция которого выдержаны в духе позднего романтизма, — высшее достижение композитора.
Эстетические взгляды и мировоззрение Пфицнера были консервативными. В дальнейшем реакционные черты мировоззрения Пфицнера всё более усиливались, что привело его к активной поддержке нацистской идеологии. 1930-40-е гг. явились временем духовной и творческой деградации Пфицнера. В послевоенное время жил в Австрии. В 1954 основал Общество Х. Пфицнера в Мюнхене. Издал в собственной редакции оперы «Ундина» Гофмана (1906), «Храмовник и еврейка» (1912) и «Вампир» (1924) Маршнера.
Сочинения:
оперы — Бедный Генрих (Der arme Heinrich, 1895, Майнц), Роза из сада любви (Die Rose von Liebesgarten, 1901, Эльберфельд), Das Christ-Elflein (1906, Мюнхен), Палестрина (1917, Мюнхен), Сердце (Das Herz, 1931, Мюнхен); для солистов, хора и оркестра — О немецкой душе (Von deutscher Seele, романтич. кантата, сл. Й. Эйхендорфа, 1921), Тёмное царство (Das dunkle Reich, хор. фантазия, 1929), Целительный источник (Fons salutifer, 1942), Орфические пра-глаголы (Urworten Orphisch, кантата, сл. И. В. Гёте, 1949, не оконч.); для оркестра — 3 симфонии (1932; 1939 — Маленькая симфония; 1940), Фантазия (1947); концерты с оркестром — для фортепиано (1922), для скрипки (1923), 2 концерта для виолончели (1935, 1944); камерно-инструментальные ансамбли — фортепианное трио (1896), 3 струнных квартета (1903, 1925, 1942), фортепианный квинтет (1908), фортепианный секстет (1945); хоры; песни (свыше 100); музыка к пьесам — «Праздник в Зольхауге» Ибсена (1890), «Кетхен из Хейльбронна» Клейста (1905).
Литературные сочинения: Gesammelte Schriften, Bd 1–3, Augsburg, 1926–29; Meine Beziehungen zu M. Bruch, Munch., 1938; Uber musikalische Inspiration, В., 1940; Eindrucke und Bilder meines Lebens, Hamb., 1947; Reden, Schriften, Briefe, В., 1955.
Литература: Cossmann R. N., H. Pfitzner, Munch.-Lpz., 1904; Riezler W., H. Pfitzner und die deutsche Buhne, Munch., 1917; Mann Th., Pfitzners «Palestrina», Sonderdruck aus den Betrachtungen eines Unpolitischen, B. 1919; Abendroth W., H. Pfitzner, Munch., 1935; Muller-Blattau J. M., H. Pfitzner, Potsdam, 1940; его же, H. Pfitzner, Fr./M., 1969; Rutz H., H. Pfitzner, W., 1949; Bahle J., Hans Pfitzner und der geniale Mensch, Konstanz, 1949; Rudiger Ch., H. Pfitzner, Koln, 1958 (лит.); Schrott L., Die Personlichkeit Hans Pfitzners, Z. — Freiburg in Breisgau, 1959; Grоhe H., H. Pfitzner, Verzeichnis samtlicher im Druck erschienener Werke, Munch., 1960; Henderson D. G., H. Pfitzner, The composer and his instrumental works, Michigan, 1963 (Diss).
О. Т. Леонтьева
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.