Пьерне, Анри Констан Габриель (фр. Henri Constant Gabriel Pierné; 16 VIII 1863, Мец — 17 VII 1937, имение Плужан, близ г. Морле, Бретань) — французский композитор, дирижёр и органист. Член Института Франции (с 1924).
С 1870 жил в Париже. В 1882 окончил Парижскую консерваторию, где учился у А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Дюрана (фортепиано), С. Франка (орган) и Ж. Массив (композиция). С 1890 служил церковным органистом, в т. ч. в соборе св. Клотильды (преемник С. Франка). В 1910–32 главный дирижёр концертов Колонна в Париже. Был одним из дирижёров «Русского балета» С. П. Дягилева (под управлением Пьерне впервые исполнена «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, 1910).
Произведения Пьерне отражают влияния романтических симфонических сочинений Франка и лирических опер Массне. Наиболее известны хоровые и вокально-симфонические произведения, в т. ч. оратории «Крестовый поход детей» («La Croisade des Enfants», с детским хором, 1902), а также «Марш оловянных солдатиков» для оркестра («Marche des petits soldats de plomb»; 7-й, заключительный, номер из «Альбома для моих маленьких друзей», 1887).
Двоюродный брат Пьерне — Поль Пьерне (30 VII 1874, Мец — 24 III 1952, Париж) — композитор, автор 2 опер, балета, 2 симфоний, симфонической поэмы, сочинений для органа, хоров и др.
Сочинения:
оперы — Волшебный кубок (La Coupe enchantee, комич., 1895, Руан, 2-я ред. 1905, Париж), Вандея (Vendee, 1897, Лион); музыкальные комедии (лирические) — Дочь Табарена (La Fille de Tabarin, по В. Сарду, 1901, Париж), С любовью не шутят (On ne badine pas avec l’amour, по А. Мюссе, 1910, Париж), Софи Арну (Sophie Arnould, 1927, Париж), Фрагонар (1934); балеты (все поставлены в Париже) — Сапфировое ожерелье (Le Collier de saphirs, пантомима, 1891), Весёлые кумушки Парижа (Les Joyeuses commeres de Paris, 1892), Доктор Бланк (Le Docteur Blanc, 1893), Саломея (1895), Статуя (La Statue, 1895), Сидалис и сатир (Cydalise et le chevre-pied, 1923, Париж), Впечатления от мюзик-холла (Impressions de music-hall, 1927), Вращение (Giration, 1935), Образы (Images, 1936, Париж); для солистов, хора и оркестра — оратории Дети Вифлеема (Les Enfants, а Bethleem. 1907), Цветы св. Франциска Ассизского (Les fioretti de saint Francois d'Assise, 1912), 7 кантат, в т. ч. Юдифь (1882, Римская премия), Пандора (1888), Рождественская ночь 1870 (La nuit de Noel 1870, 1896); для оркестра — 3 пьесы в форме концертной сюиты (1893), 1-я сюита (1883), увертюра (1885), Торжественный марш (Marche solennelle, 1889), Дивертисмент на пасторальную тему (1931), Гулливер у лилипутов (Gulliver au pays de Lilliput, 1937); для инструмента с оркестром — концерт для фортепиано (1887), скерцо-каприс для фортепиано (1890), симфоническая поэма для фортепиано (1901), концертштюк для арфы (1901), Баскская фантазия для виолончели (Fantaisie basque, 1931), канцонетта для кларнета (1907); камерно-инструментальные ансамбли — фортепианное трио, фортепианный квинтет (1919), квартет для саксофонов; хоры; песни; музыка к спектаклям драм. театра (Э. Ростан, У. Шекспир, Данте и др.).
Литература: Stravinsky I., Conversations (рус. пер. — Стравинский И., Диалоги, Л., 1971. с. 77, 139); Sere О., Musiciens francais daujourdhui, P., 1911; Weber A., G. Pierne, Lpz. (s. d.); Вusser H., Notice sur la vie et les oeuvres de G. Pierne, P., 1938.
Л. В. Римский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.