Любомир Пипков

Lyubomir Pipkov

Дата рождения
06.09.1904
Дата смерти
09.05.1974
Профессия
Страна
Болгария
Любомир Пипков

Любомир Пипков (6 сентября 1904, Ловеч — 9 мая 1974, София) — болгарский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, хоровой дирижёр. Народный артист НРБ (1952), Герой Социалистического Труда (1967).

Любомир Пипков — «композитор, который порождает влияния» (Д. Шостакович), лидер болгарской композиторской школы, вышедшей на уровень современного европейского профессионализма и получившей международное признание. Пипков вырос в среде демократической прогрессивной интеллигенции, в семье музыканта. Его отец Панайот Пипков — один из пионеров профессиональной болгарской музыки, автор песен, имевших широкое хождение в революционных кругах. От отца будущий музыкант и унаследовал свой дар и гражданственные идеалы — в 20 лет он вступил в революционное движение, участвовал в деятельности подпольной тогда партии коммунистов, рискуя свободой, а подчас и жизнью.

В середине 20-х гг. Пипков — ученик Государственной музыкальной академии в Софии. Он выступает как пианист, и первые его композиторские опыты также лежат в сфере фортепианного творчества. Незаурядно одаренный юноша получает стипендию для обучения в Париже — здесь в 1926-32 гг. он занимается в Ecole Normale у известного композитора Поля Дюка и у педагога Нади Буланже. Пипков быстро вырастает в серьезного художника, о чем свидетельствуют его первые зрелые опусы: Концерт для духовых, ударных и фортепиано (1931), струнный Квартет (1928, это вообще был первый болгарский квартет), обработки народных песен. Но главное достижение этих лет — опера «Девять братьев Яны», начатая в 1929, а завершенная после возвращения на родину в 1932 г. Пипков создал первую классическую болгарскую оперу, признанную историками музыки выдающимся сочинением, которое ознаменовало переломный этап в истории болгарского музыкального театра.

Остросовременную социальную идею в те времена композитор мог воплотить лишь иносказательно, на материале народных преданий, отнеся действие в далекий XIV век. На легендарно-поэтическом материале раскрыта тема борьбы добра и зла, воплощенная прежде всего в конфликте двух братьев — злобного завистливого Георгия Грозника и загубленного им, светлого душой, талантливого художника Ангела. Личная драма перерастает в общенародную трагедию, ибо развертывается в глубинах народной массы, страдающей от иноземных угнетателей, от постигшей страну чумы...

Рисуя трагические события давних времен, Пипков, однако, имеет в виду современную ему трагедию. Опеpa создавалась по свежим следам потрясшего всю страну Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г., жестоко подавленного властями, — то было время, когда погибло много лучших людей страны, когда болгарин убивал болгарина. Злободневность ее была понята сразу же после премьеры в 1937 г. — тогда официальные критики обвинили Пипкова в «коммунистической пропаганде», писали, что в опере видится протест «против сегодняшнего общественного строя», — то есть против монархического фашистского режима.

Много лет спустя композитор признал, что так оно и было, что он стремился в опере «раскрыть правду жизни, полной мудрости, опыта и веры в будущее, веры, которая необходима для борьбы с фашизмом». «Девять братьев Яны» — симфонизированная музыкальная драма, с остро экспрессивным языком, полная сочных контрастов, с динамичными массовыми сценами, в которых прослеживается воздействие сцен «Бориса Годунова» М. Мусоргского. Музыка оперы, как и вообще всех творений Пипкова, отличается яркой национальной характерностью.

Среди произведений, которыми Пипков откликнулся на героизм и трагедию Сентябрьского антифашистского восстания, — кантата «Свадьба» (1935), названная им революционной симфонией для хора и оркестра, и вокальная баллада «Всадники» (1929). Обе они написаны на ст. крупного поэта Н. Фурнаджиева.

Возвратившись из Парижа, Пипков включается в музыкальную и общественную жизнь своей родины. В 1932 г. вместе с коллегами и сверстниками П. Владигеровым, П. Стайновым, В. Стояновым и другими он становится одним из создателей общества «Современная музыка», объединившего все прогрессивное в отечественной композиторской школе, которая переживала первый высокий взлет. Пипков выступает также как музыкальный критик и публицист. В программной статье «О болгарском музыкальном стиле» он утверждает, что композиторское творчество должно развиваться в русле социально-активного искусства и что основой его является верность народной идее. Социальная значимость характерна для большинства крупных сочинений мастера. В 1940 г. он создает Первую симфонию — это первая в Болгарии подлинно национальная, вошедшая в отечественную классику крупная концепционная симфония. В ней находит отражение духовная атмосфера эпохи гражданской войны в Испании и начала второй мировой войны. Концепция симфонии — национально своеобразный вариант известной идеи «через борьбу к победе» — воплощена на основе болгарской образности и стилистики, опирающейся на закономерности фольклора.

Вторая опера Пипкова «Момчил» (имя народного героя, предводителя гайдуков) создавалась в 1939-43 гг., завершена в 1948 г. Она отразила патриотические настроения и демократический подъем в болгарском обществе на рубеже 40-х гг. Это народная музыкальная драма, с ярко выписанным, многогранно показанным образом народа. Важное место занимает героическая образная сфера, использован язык массовых жанров, в частности революционной маршевой песни — она здесь органично соединяется с исконными крестьянскими фольклорными истоками. Сохраняются характерные для Пипкова мастерство драматурга-симфониста и глубинная национальная почвенность стиля. Опера, впервые показанная в 1948 г. в Софийском театре, стала первой ласточкой нового этапа развития болгарской музыкальной культуры, этапа, наступившего после революции 9 сентября 1944 г. и вступления страны на путь социалистического развития.

Композитор-демократ, коммунист, обладающий большим общественным темпераментом, Пипков развертывает кипучую деятельность. Он — первый директор возрожденной Софийской оперы (1944-48), первый секретарь созданного в 1947 г. Союза болгарских композиторов (1947-57). С 1948 г. он профессор Болгарской государственной консерватории.

В этот период в творчестве Пипкова с особой силой утверждается современная тема. Особенно ярко раскрыта она оперой «Антигона-43» (1963), остающейся поныне лучшей болгарской оперой и одной из наиболее значительных опер на современный сюжет в европейской музыке, и ораторией «О нашем времени» (1959). Чуткий художник возвысил здесь голос против войны — не той, что прошла, а той, что вновь угрожает людям. Богатство психологического содержания оратории обусловливает смелость и остроту контрастов, динамику переключений — от интимной лирики писем солдата к возлюбленной к жестокой картине всеобщего уничтожения в результате атомного удара, к трагическому образу погибших детей, окровавленных птиц. Подчас оратория обретает театральную силу воздействия.

Юная героиня оперы «Антигона-43» — школьница Анна, как когда-то Антигона, вступает в героический поединок с властями. Из неравной борьбы Анна-Антигона выходит победительницей, хотя достается ей эта моральная победа ценою жизни. Музыка оперы отличается суровой сдержанной силой, самобытностью, тонкостью психологической разработки вокальных партий, в которых доминирует ариозно-декламационный стиль. Драматургия остроконфликтна, напряженному динамизму сцен-поединков, характерных для музыкальной драмы и кратких, как пружина, напряженных оркестровых интерлюдий, противостоят эпические хоровые интермедии — это как бы голос народа, с его философскими размышлениями и этическими оценками происходящего.

В конце 60-х — начале 70-х гг. намечается новый этап в творчестве Пипкова: от героических и трагедийных концепций гражданственного звучания происходит все больший поворот к лирико-психологической, философско-этической проблематике, особой интеллектуальной утонченности лирики. Наиболее значительные произведения этих лет — Пять песен на ст. иностранных поэтов (1964) для баса, сопрано и камерного оркестра, Концерт для кларнета с камерным оркестром и Третий квартет с литаврами (1966), лирико-медитативная двухчастная Четвертая симфония для струнного оркестра (1970), хоровой камерный цикл на ст. М. Цветаевой «Приглушенные песни» (1972), циклы пьес для фортепиано. В стилистике поздних сочинений Пипкова заметно обновление выразительного потенциала, обогащение его новейшими средствами. Композитор прошел большой путь. На каждом витке своей творческой эволюции он решал задачи новые и актуальные для всей национальной школы, прокладывая ей путь в будущее.

Р. Лейтес


Сочинения:

Оперы:

Девять братьев Яны (Янините девет братя, 1937, Софийская народная опера)
Момчил (1948, Софийская народная опера)
• Антигона-43 (1963, Софийская народная опера)

Для солистов, хора и оркестра:

Оратория о нашем времени (1959)
3 кантаты

Для оркестра:

4 симфонии:
• Симфония № 1 (1942, посвящена гражданской войне в Испании)
• Симфония № 2 (1954)
• Симфония № 3 для струнных, 2-х фортепиано, трубы и ударных
• Симфония № 4 (1969, для струнных)
• Вариации для струнного оркестра на тему албанской песни (1953)

Концерты с оркестром:

• Концерт для фортепиано (1956)
• Концерт для скрипки (1951)
• Концерт для кларнета и камерного оркестра с ударными (1967)
• Концертная симфония для виолончели с оркестром (1960)
• Концерт для духовых, ударных и фортепиано (1931)

Камерно-инструментальные ансамбли:

• Соната для скрипки и фортепиано (1929)
• 3 струнных квартета (1928, 1948, 1966)

Для фортепиано:

• Детский альбом (Детски албум, 1936)
• Пастораль (1944) и др. пьесы, циклы (сборники)

• Хоры, в т. ч. цикл 4 песни (для женского хора, 1972)
• Массовые и сольные песни, в т. ч. для детей
• Музыка к фильмам

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама