
Планкет (Планкетт), Жан Рoбер Жюльен (фр. Jean Robert Julien Planquette; 31 III 1848, Париж — 28 I 1903, там же) — французский композитор.
Учился в Парижской консерватории, затем брал уроки у Ж. Дюпрато. Рано приобрёл популярность сочинением романсов и песен. Дебютировал в кафе-концертах как автор оперетт «Остерегайся фараона» («Mefie-toi de pharaon», 1872), «Клятва мадам Грегуар» («Le serment de madame Gregoire», 1874), «Солома» («Paille d’avoine», 1874) и др. Его последующие сценические произведения шли в парижских театрах оперетты.
Наибольшую славу завоевала комическая опера «Корневильские колокола» (либретто Л. Ф. Клервиля и Ш. Габе по пьесе «Вилларские колокола» Майара, 1877), синтезирующая черты французской комической оперы и оперетты. Занимательный сюжет, мелодичная, жизнерадостная, изящная, легко запоминающаяся музыка, игривая танцевальная ритмика, изобилие разнообразных народно-песенных и танцевальных жанров, эффектные массовые сцены определили огромный успех и длительную сценическую жизнь «Корневильских колоколов».
Популярностью пользовалась оперетта «Рип ван Винкль» (по новелле У. Ирвинга, 1882), которой присущи черты комической оперы.
Сочинения:
опера — Корневильские колокола (Les cloches de Corneville, 1877, театр «Фоли драматик», Париж); оперетты — Шевалье Гастон (1879, Монте-Карло), Стрелки 32-го полка (Les voltigeurs de la 32-e, 1880, театр «Ренессанс», Париж; перераб. — Старая Гвардия, The old guard, на англ. яз., 1887, Бирмингем и Лондон), Маркитантка (La cantiniere, 1880, театр «Нувоте», Париж), Рип ван Винкль (Рип-Рип, Rip van Winkle, 1882, театр «Комеди», Лондон), Крюк (La cremaillere, 1885, театр «Нувоте», Париж), Принцесса Коломбина (La princesse Columbine, 1886, там же), Сюркуф (1887, театр «Фоли драматик», Париж; на англ. яз. — под назв. Поль Джонс, 1889), Трёхцветная кокарда (La cocarde tricolore, 1892, театр «Фоли драматик», Париж), Талисман (Le talisman, 1893, театр «Гетй», Париж), Панург (по Ф. Рабле, 1895, там же), Мамзель Катр-Су (Mam’zelle Quat-Sous, 1897, там же), Капитан Тереза (La capitaine Therese, 1901), Рай Магомета (Le paradis de Mahomet, не окончена, 1906); сборник 12 военных песен (Refrains du regiment).
Литература: Янковский M., Оперетта, Л.-М., 1937; Орелович A., Что такое оперетта, Л., 1966; Keller О., Die Operette in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Lpz., 1926; Schneidereit O., Operettenbuch, В., 1955, 1964; Grun В., Kulturgeschichte der Operette, В., 1961, 1967.
Е. Ф. Бронфин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Планкетт, наряду с Эдмоном Одраном (1842—1901), — продолжатель того направления во французской оперетте, которое возглавил Лекок. Его лучшие произведения в этом жанре отличаются романтическим колоритом, изящной лирикой, эмоциональной непосредственностью. Планкетт, по существу, явился последним классиком французской оперетты, которая у последующего поколения композиторов выродилась в омузыкаленный фарс и «шантанно-эротические» (определение М. Янковского) спектакли.
Робер Планкетт родился 31 июля 1848 года в Париже. В течение некоторого времени он занимался в Парижской консерватории. Первоначально он обратился к сочинению романсов, затем его привлекла к себе область музыкально-сценического искусства — комическая опера и оперетта. Начиная с 1873 года композитором создано не меньше шестнадцати оперетт, среди которых признанная вершина — «Корневильские колокола» (1877).
Планкетт умер 28 января 1903 года в Париже. Его наследие включает в себя романсы, песни, дуэты, оперетты и комические оперы «Талисман» (1863), «Корневильские колокола» (1877), «Рип-Рип» (1882), «Коломбина» (1884), «Сюркуф» (1887), «Поль Джонс» (1889), «Панург» (1895), «Рай Магомета» (1902, не закончена) и др.
Л. Михеева, А. Орелович