Борис Александрович Покровский

Дата рождения
23.01.1912
Дата смерти
05.06.2009
Профессия
Страна
Россия, СССР
Борис Александрович Покровский. Фото: РИА НОВОСТИ/Лев Иванов

Борис Александрович Покровский — русский оперный режиссер, с именем которого связаны лучшие страницы истории не только отечественного, но и мирового оперного искусства.

Приверженец Станиславского, ученик Мейерхольда, однокурсник Товстоногова, дружил с Шостаковичем. Его педагогом музыки была легендарная Елена Гнесина. Его постановки дали сценическую жизнь многим новым или давно забытым произведениям, он является первым постановщиком всех опер Сергея Прокофьева.

Родился 23 (по старому стилю 10) января 1912 года в Москве, в семье учителя. Творческий путь начал в 1937 году в Горьковском театре оперы и балета им. А.С.Пушкина, куда получил приглашение после окончания Государственного института театрального искусства (ныне Российский Университет Театрального Искусства), и где проработал до 1943 года в качестве режиссера, а затем и художественного руководителя этого театра.

В 1943 — Покровского приглашают режиссером, а в 1952 — назначают главным режиссером Большого театра, которому он служил до 1982 года. На сцене главного театра страны им создано более 40 оперных постановок, до сих пор составляющих славу Большому театру. Среди них: «Вражья сила» А. Н. Серова (1947, Сталинская премия, 1948), «Проданная невеста» Б. Сметаны (1948, Сталинская премия, 1949), «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (1949, Сталинская премия, 1950), «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1956, совместно с Г. П. Ансимовым), «Война и мир» (1959), «Семен Котко» (1970) и «Игрок» (1974) С. С. Прокофьева, «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Мертвые души» Р. Щедрина (1977), «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (1988), «Орлеанская дева» П.И. Чайковского (1990), «Обручение в монастыре» С. С. Прокофьева (1982), «Франческа да Римини» С.В. Рахманинова (1998) и другие.

Первый постановщик опер, получивших всеобщую известность — «Война и мир» в Ленинградском Малом оперном театре (Сталинская премия, 1947) и в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» С.С. Прокофьева (1981, Прага).

С 1972 года Борис Покровский — художественный руководитель и режиссер основанного им Московского Камерного музыкального театра, где поставлены оперы «Не только любовь» Р. Щедрина (1973), «Нос» Д. Шостаковича (1974), «Похождения повесы» И. Стравинского (1978), «Ростовское действо» митрополита Димитрия Ростовского (1982), «Дон Жуан, или Наказанный развратник» В.А. Моцарта (1987), «Жизнь с идиотом» А. Шнитке (1993), «Коронация Поппеи» К. Монтеверди (1998) и многие-многие другие.

Хранитель традиций культуры 19-го века, в 20-м он выступил как новатор, чьи оперные постановки уже стали классикой. В 21-й век Борис Покровский вошел, назвав себя «консерватором». Талантом и мастерством Б. А. Покровского воспитано не одно поколение оперных артистов и режиссеров. С 1949 года он преподает в ГИТИСе (с 1954 — профессор, с 1959 — зав. кафедрой и художественный руководитель курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии).

Награжден орденами Ленина (1967, 1976), орденами Трудового Красного Знамени (1972, 1982) и медалями. Лауреат Ленинской премии (1980), Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950), Государственной премии РСФСР (1995) за спектакли последних лет и Государственной премии России (2004) за спектакли «Сорочинская ярмарка» и «Юлий Цезарь и Клеопатра».


Покровский Борис Александрович (10 (23) I 1912, Москва — 5 VI 2009, там же) — советский режиссёр оперы, педагог. Народный артист СССР (1961). Лауреат четырёх Сталинских премий (1947, 1948, 1949, 1950), Ленинской премии (1980) и двух Государственных премий России (1995, 2003).

В 1937 окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1937–43 режиссёр (с 1939 — художественный руководитель) Горьковского театра оперы и балета, с 1943 режиссер, в 1952–1963 и с 1967 главный режиссер Большого театра.

Поставил оперы (впервые на советской сцене): «Нижегородцы» Направника (1942, Горьковский театр оперы и балета); в Большом театре — «В огне» («Под Москвой») Кабалевского (1943, совместно с М. М. Габовичем), «Бэла» А. Н. Александрова (1946), «Франческа да Римини» Рахманинова (1946), «Судьба человека» Дзержинского (1961), «Семён Котко» (1970) и «Игрок» (1974) Прокофьева, «Похищение луны» Тактакишвили (1977); в Белорусском театре оперы и балета — «Алеся» Тикоцкого (1944); в Ленинградском Малом театре оперы и балета — «Война и мир» (1946; Сталинская премия, 1947), «Воевода» Чайковского (1949). В Большом театре поставил также оперы: «Евгений Онегин» (1944), «Майская ночь» (1947), «Вражья сила» (1947; Сталинская премия, 1948), «Проданная невеста» (1948; Сталинская премия, 1948), «Садко» (1949; Сталинская премия, 1950), «Галька» (1949), «Аида» (1951), «Травиата» (1953), «Снегурочка» (1954), «Руслан и Людмила» (1972); «Мёртвые души» Щедрина (1977), «Отелло» (1978) и др.

В 1957 в Татарском театре оперы и балета поставил оперу «Муса Джалиль» Жиганова. Поставил ряд спектаклей в Софийской народной опере — «Война и мир» (1957), «Хованщина» (1966) и др.; в Софийском музыкальном театре им. Македонского — оперетту «Белая ночь» Хренникова (1967); в Лейпцигском оперном театре — «Пиковая дама», «Золотой петушок», «Игрок».

С 1972 художественный руководитель основанного им Московского камерного музыкального театра. Осуществил здесь постановки — «Не только любовь» Щедрина (1973), «Нос» Шостаковича, «Голос земли» по песням А. И. Островского, «Скупой» Пашкевича (все — 1974); «Шинель» и «Коляска» (по Н. В. Гоголю) Холминова, «Сокол Федериго…» Бортнянского, «Директор театра» Моцарта (все — 1975); «Рыжая лгунья и солдат» Ганелина (1977) и др.

Спектакли, осуществлённые Покровским на сцене Большого театра и в др. оперных театрах различных городов, а также за рубежом, отличаются глубоким проникновением в идейно-художественный замысел произведения, реалистическим решением, высокой музыкально-сценической культурой. Преподаёт в ГИТИСе (с 1954 профессор кафедры музыкального театра).

Сочинения: Заметки о работе режиссера и актера в оперном театре, в кн.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, вып. 2, М., 1958; Об оперной режиссуре, М., 1973.

Литература: Чудновский М., Режиссёр ставит оперу. Творческий путь нар. арт. СССР Б. А. Покровского, М., 1967.

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Прикоснуться к «Носу» (operanews.ru) 03.11.2014 в 18:58

рекомендуем

смотрите также

Реклама