Роза Понсель

Дата рождения
22.01.1897
Дата смерти
25.05.1981
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
США
Роза Понсель

Понсель, Роза (англ. Rosa Ponselle; настоящая фамилия — Понцилло, Ponzillo; 22 I 1897, Мериден, штат Коннектикут — 25 V 1981, Стивенсон, Пайксвилль, Мэриленд, США) — американская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка.

В детстве пела в церкви, с 1911 — в эстрадном театре г. Мериден, затем выступала как эстрадная певица с популярными песнями в Нью-Хейвене, участвовала в музыкальных водевилях и ревю с сестрой Кармелой Понсель (р. 1892) в Питсбурге. В 1918 училась пению в Нью-Йорке у У. Торнера, затем у Р. Романи.

В том же году дебютировала в «Метрополитен-опера» (приглашена по рекомендации Э. Карузо) в партии Леоноры («Сила судьбы» Дж. Верди); была одной из ведущих солисток этого театра до 1936. В 1929–31 пела в театре «Ковент-Гарден» в Лондоне (её исполнение партии Нормы отмечалось как высочайшее достижение вокального искусства); гастролировала в оперных театрах других европейских городов, в т. ч. во Флоренции (1933).

Прославилась как исполнительница партий в операх Верди. С 1935 работала в Балтиморе. С 1937 эпизодически выступала в концертax, преподавала. Получила ряд премий и наград.

Голос Понсель, выдающейся представительницы стиля бельканто, отличался широтой диапазона (особенно красивым был низкий регистр), богатой звуковой палитрой, полнотой и силой. Для Понсель характерны тонкость интерпретации, экспрессия и патетика исполнения.

Партии: Джулия («Весталка» Спонтини), Виолетта; Эльвира, Луиза, Елизавета Валуа, Леонора («Эрнани», «Луиза Миллер», «Дон Карлос», «Трубадур» Верди), Донна Анна («Дон Жуан»), Джоконда («Джоконда» Понкьелли) и др.

Литература: Thompson О., The American singer, N. Y., (1937), p. 335–46; Sеcrist J. В., Rosa Ponselle: biography and discography, «The record collector», 1950, May; Rоbinson F., Rosa Ponselle: A Grand tradition, «Musical America», 1963, v. 83, No 4, p. 14–15.

С. Ю. Сигида
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Знаменитый итальянский дирижер Туллио Серафин утверждал, что встречал в своей жизни три вокальных чуда, одним из которых был великий тенор Энрико Карузо, другим — столь же известный баритон Титта Руффо, а третьим чудом была американская певица Роза Понсель. Мария Каллас считала ее величайшей из певиц, а Монсеррат Кабалье называла своей любимой певицей.

Настоящая фамилия певицы — Понцилло, она появилась на свет в небольшом американском городе Мериден в семье иммигрантов из Италии. Отец ее, приехав в США без гроша в кармане, сумел наладить собственный бизнес, открыв пекарню, семья жила не в роскоши, но и не в бедности. Роза была младшей из троих детей. Музыку в семье любили: отец играл на аккордеоне, брат освоил несколько музыкальных инструментов, мать обладала прекрасным голосом.

Она не смогла стать певицей из-за строгих родителей, считавших, что порядочные женщины если и поют, то только в церкви. Сама она этого мнения не разделяла, и когда церковная органистка Анна Райан заметила музыкальную и вокальную одаренность обеих дочерей — старшей Кармелы и младшей Розы, мать не стала препятствовать развитию их талантов. Роза была наделена поистине уникальным голосом, и уже в пятилетнем возрасте он был практически сформирован. Райан учила ее фортепианной игре, и со временем Роза достигла таких успехов, что в школе ей иногда доверяли заменять учительницу музыки, а в двенадцать лет она начала зарабатывать, исполняя в небольшом магазинчике эстрадные песни под собственный аккомпанемент.

Никакой конкуренции и взаимной ревности между сестрами не было никогда. Когда Розе было пятнадцать лет, Кармела, которая к тому времени уже успела выступить на Бродвее в мюзикле и несколько лет успешно концертировала в городе Нью-Хэйвен, привела ее на прослушивание к своему агенту. Роза получила работу в качестве певицы в ресторане. По прошествии двух лет Кармела, жившая тогда в Нью-Йорке, предложила Розе приехать к ней и создать дуэт. Это оказалось нелегко: в противоположность стройной красавице-сестре, Роза страдала лишним весом, и агент, которому Кармела ее представила, не верил в ее успех.

Однако Кармеле удалось его уговорить. Дуэт сестер Понцилло начал выступать сначала в ресторане, расположенном напротив театра «Метрополитен-опера», затем в варьете. В том же году Роза впервые побывала на оперном спектакле, это была «Кармен» с участием Карузо. Ее восторгу не было предела, но о карьере оперной певицы она в то время не задумывалась, такое искусство казалось ей недосягаемой вершиной, а вот варьете — это для нее. Действительно, дуэт сестер Понцилло пользовался успехом, гастролируя по восточному побережью США, и в конце концов Кармела потребовала увеличить им гонорар, что и стало основной причиной расторжения контракта.

Всё же за время гастролей сестры немало заработали, и это позволило им брать уроки у Уильяма Торнера. Правда, Роза впоследствии утверждала, что вокалу не училась никогда и ни у кого, но, быть может, она имела в виду, что уроки Торнера не дали ничего нового ее голосу, от природы «поставленному». Так или иначе, Торнер с нею занимался и сыграл важную роль в ее жизни: он представил Розу Виктору Морелю, а позже Энрико Карузо. Обоих ее голос привел в восторг, а Карузо вскоре рекомендовал ее импресарио Джулио Гатти-Казацца.

В 1918 году «Метрополитен-опера» переживал не лучшие времена: как правило, в ведущих партиях там выступали артисты, уже сделавшие карьеру в Европе, а тогда пригласить их было невозможно из-за Первой мировой войны. Вот и в тот момент импресарио был озабочен поисками солистки на центральную женскую партию в «Силе судьбы». Правда, у него вызывало сомнения прошлое певицы, которая прежде выступала в варьете, но ведь ее рекомендовал сам Карузо! И импресарио пригласил Розу на прослушивание, после которого с нею был подписан контракт. Фамилию ей всё же пришлось сменить, ведь настоящее имя публика могла помнить по выступлениям в варьете, так Роза Понцилло стала Розой Понсель.

До спектакля оставалось пять месяцев. За это время Роза не только выучила партию, но и сбросила лишний вес. Ее дебютный спектакль, в котором партнером певицы был сам Карузо, обернулся триумфом, после этого спектакля она поистине «проснулась знаменитой». Это было очень важно не только для нее самой, но и для всех американцев: впервые на сцене нью-йоркского театра засияла звезда, не явившаяся из Европы, а родившаяся в Америке.

Роза Понсель выступала в «Метрополитен-опера» на протяжении девятнадцати сезонов. Она пела Аиду, Леонору, Норму и другие партии — всего двадцать две роли. Она часто гастролировала по стране, причем в каждом городе наряду с основным концертом давала еще бесплатный концерт для детей, арендуя для этого зал на свои средства. Выступала она и в других странах с таким же успехом, как на родине. В «Ковент-Гарден» в роли Нормы она произвела такой фурор, что публика вопреки традициям этого театра устроила овацию после арии «Casta diva», не дожидаясь конца акта.

Мать Розы перед смертью взяла с дочери обещание хотя бы раз выступить в Италии, и Понсель слово сдержала — в 1933 году во Флоренции она исполнила партию Джулии в «Весталке». Это было поистине триумфальное выступление, но в США слава певицы шла на убыль: росла популярность вагнеровских певцов, итальянский репертуар, в котором блистала Понсель, сокращался. Певица выступала всё реже, и платили ей всё меньше. В 1937 году Понсель не продлила контракт с «Метрополитен-опера». Последней ее ролью на сцене этого театра стала заглавная партия в «Кармен», что необычно для певицы-сопрано, но ее уникальный голос позволял исполнять и меццо-сопрановые партии.

К тому времени Понсель уже два года была замужем за Карлом Джексоном — спортсменом, сыном мэра Балтимора. Оставив сцену, она надеялась насладиться тихой семейной жизнью, но брак оказался неудачным, и в 1949 году последовал развод, который Роза очень тяжело переживала.

Она больше никогда не выступала на сцене, но продолжала петь в домашнем кругу для друзей. Она посвятила себя преподавательской деятельности. Среди ее учеников — Пласидо Доминго, Шерил Милнз, Беверли Силлс.

Роза Понсель скончалась в 1981 году.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Записи

рекомендуем

смотрите также

Эрнест Шоссон Композиторы
Чарли Паркер Инструменталисты
Деода де Северак Композиторы
Карл Орф Композиторы
Альберт Коутс Композиторы
Юджин Лист Пианисты

Реклама