
Большой театр имени Станислава Монюшко в Познани (польск. Teatr Wielki im. Stanisława Moniuszki w Poznaniu, Opera poznańska) — оперный театр города Познань в Польше.
Неоклассическое здание театра было построено в 1909—1910 годах по проекту мюнхенского архитектора Макса Литтмана. Фасад был украшен шестью ионическими колоннами, а тимпан увенчан скульптурой Пегаса. Неотъемлемой частью архитектурной концепции стал фонтан и парк перед театром.
Строительство нового театра длилось полтора года, и 30 сентября 1910 года состоялась его первая премьера — «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. В 1919 году театр был передан польским властям. Спектакль «Галька» Станислава Монюшко стал торжественным открытием нового Большого театра. В репертуаре преобладали произведения польских композиторов и классические итальянские, французские и немецкие оперы XIX века.
2 июня 1945 года после окончания Второй мировой войны познанский Большой театр первым в Польше возобновил свою деятельность. Его директором стал Зигмунт Латошевский. Вскоре, назначенный директором Национальной филармонии в Варшаве, Латошевский был заменён на один сезон Здиславом Гужинским, который позже передал бразды правления Валериану Бeрдяеву — одной из важнейших фигур музыкальной жизни Познани того времени. За пять лет его управления театром было поставлено множество постановок, в том числе оперы русских композиторов — Мусоргского, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова (польская премьера «Снегурочки» в 1951 году).
Следующие девять лет директором театра был Здислав Гужинский, который пополнил репертуар первыми польскими постановками опер и балетов «Спящая красавица» Чайковского, «Летучий голландец» Вагнера, «Лакме» Лео Делиба, «Севильский цирюльник» Россини и «Манру» Падеревского.
Роберт Сатановский в 1963—1969 годах подготовил польские премьеры опер: «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Дитя и волшебство» Равеля, «Хованщина» Мусоргского, «Школа жён» Либермана, «Кровавая свадьба» Соколаи, а также впервые в Польше после Второй мировой войны — «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» Вагнера.
Польская опера им. Монюшко в Познани (Opera im. Moniuszki w Poznaniu), создана в 1919 под названием «Театр Вельки», в 1939 — 45 не работала; вновь открыта в 1945.
Балетную труппу возглавили С. Мищик (1945 — 46) и Е. Каплиньский (1945 — 49), который поставил в 1947 балет «Харнаси» и основал при театре школу. В 1947 театр получил современное название. Труппой руководили: Э. Паплиньский (1949 — 50), Л. Вуйциковский (1950 — 52), С. Мищик (1952 — 54), Ф. Парнель (1954 — 56), Е. Гогул (1956 — 58), З. Патковский (1958 — 1961), В. Милён (1962 — 63), К. Джевецкий (1963 — 73), в 1974 — 78 Б. Каспрович. С 1978 — X. Конвиньский. Среди артистов: танцовщицы — Б. Битнерувна, Б. Карчмаревич, Т. Куява, Ю. Маевская, С. Покшивиньская, 0. Савицкая, И. Цесликувна, М. Полыньчук, А. Козималя, К. Матецкая, Л. Мизгальская; танцовщики — В. Милён, Б. Станчак, К. Джевецкий, Ю. Станьда, В. Косьцеляк, С. Войт, Я. Свитала. В театре работали также балетмейстеры Л. Грубер (ГДР) и Н. М. Уланова (СССР),
В первые послевоенные годы чаще ставились польские балеты: «Калиостро в Варшаве» Маклякевича (1947), «Свантевит» Перковского (1948), а также «Шехеразада» (1947); «Из сказки в сказку» Недбала, «Карнавал» (1950) и др. Значительной для творческого роста труппы была деятельность Л. Вуйциковского, который включил в репертуар «Коппелию» (1952), «Испанскую сюиту» на муз. Гранадоса. В 1953 — 63 преобладали многоактные сюжетные балеты: «Пан Твардовский», «Бахчисарайский фонтан»; «Новая Одиссея» Брунса, «Яхонтовая невеста» Свежиньского, «Ромео и Джульетта».
С приходом к руководству Джевецкого в репертуар вводились одноактные балеты, часто поставленные на симфоническую музыку. Сочетая танцы классические и модерн, балетмейстер пост, сюжетные балеты «История солдата» (1964), «Жар-птица» (1967); «Есик в Остенде» Бацевич (1964), «Павана на смерть инфанты» на муз. Равеля (1968, 1973), «Чудесный мандарин» (1970); «Лани» Пуленка (1973); бессюжетные — «Вариации 4:4» Возняка (1966), «Темпус Джаз-67» Миляна (1967), «Адажио для струнных инструментов и органа» на муз. Альбинони (1973); «Дивертисмент» и «Соната для 2 фортепиано и ударных» Бартока (1972), «Адажиетто из 5-й симфонии Малера» (1973) и др.
Балетмейстер Каспрович ставила классические балеты — «Жизель» (1974), «Щелкунчик» (1975), а также «В пансионе мадемуазель Гортензии» на муз. Штрауса (1977). В. Груца пост. «Ожидание» и «Очень спящая красавица» Блёха (оба — 1975). В 1979 балетместер Каспрович пост. балет «Ромео и Джульетта».
И. Турска
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.